Камчатский краевой союз организаций профсоюзов

Федерация профсоюзов Камчатки

«Надо знать и уметь защищать свои трудовые права!»

8 (4152) 42-10-10

Снова ТОРы: попытка все же услышать ответы

21 декабря 2015 года в 17 часов в малом зале административного здания Правительства Камчатского края начнется заседание круглого стола по вопросу перспектив и возможных рисков реализации в Камчатском крае Федерального закона от 29.12.2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 года № 878 о создании территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка».

Данный круглый стол было решено созвать по итогам вопросов, поставленных Председателем Федерации профсоюзов Камчатки Андреем Зиминым на заседании трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатском крае 15.09.2015 г., на которые профсоюзы так и не получили ответы.

В тоже время данные вопросы интересуют не только представителей профсоюзов, но и значительное количество трудящихся Камчатки.

Стоит отметить, что Федерация профсоюзов Камчатки не отрицает значимости и перспектив данного стратегического проекта. Более того, считает создание территории опережающего социально-экономического развития в Камчатском крае явлением позитивным и потенциально высокоэффективным. При этом ТОР «Камчатка» не должен стать самоцелью. По нашему мнению, основная цель ТОР «Камчатка»: он должен стать локомотивом развития экономики края.   

Создание ТОР «Камчатка» - это  вызов. Вызов, который должен объединить бизнес, профсоюзы, население, власть в целях ускоренного развития Камчатского края. Нельзя допустить превращение ТОР «Камчатка» в декларацию, земельный и экономический передел, законную площадку для обогащения «избранных», социальной напряженности в обществе.

 

Информация Стороны профсоюзов по вопросу № 1

«О перспективах и возможных рисках реализации в Камчатском крае Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 15.09.2015 года.

 

Проект ТОР «Камчатка» в рамках реализации Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 15.09.2015 года обсуждались без привлечения Федерации профсоюзов Камчатки и учета мнения профсоюзов.

В тоже время Федерация профсоюзов Камчатки не отрицает значимости и перспектив данного стратегического проекта. Более того, считает создание территории опережающего социально-экономического развития в Камчатском крае явлением позитивным и потенциально высокоэффективным. При этом ТОР «Камчатка» не должен стать самоцелью. По нашему мнению, основная цель ТОР «Камчатка»: он должен стать локомотивом развития экономики края.

Федерация профсоюзов Камчатки надеется, что при создании наблюдательного совета в Камчатском крае в целях координации деятельности и контроля деятельности резидентов, во исполнение ст.6 ФЗ о ТОСЭР, в его состав будут включены представители Федерации профсоюзов Камчатки.

По мнению Федерации профсоюзов Камчатки, в ходе реализации утвержденных мероприятий в рамках ТОР «Камчатка» с учетом Постановления Правительства РФ № 878 о создании территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» от 28.08.2015г. и в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 15.09.2015 года, необходимо дать четкий ответ на возможные риски и вызовы и продумать действия в условиях различных сценариев.

  1. По ранее озвученной информации Министерства экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края планируется создание более 3000 новых рабочих мест. Представляется, что данное количество рабочих мест явно недостаточно и несоизмеримо с целями и инвестициями, в том числе затратами бюджета РФ в ТОР «Камчатка». Нет информации о специализации рабочих мест, их квалификации, образовании, подготовке, стаже и критериях замещения данных рабочих мест.  Нет ответа, есть ли сегодня в Камчатском крае необходимое количество специалистов и трудовых ресурсов. Существует риск, что для замещения созданных рабочих мест резиденты будут привлекать значительную часть заемной и иностранной рабочей силы. Это не снизит численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения Камчатского края и не улучшит социально-трудовую ситуацию в Камчатском крае. Для сведения, по данным Камчатстата по состоянию на 1 августа 7,7 тыс. человек (4,1%) классифицируются как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имеют работы или доходного занятия, находятся в поиске работы и готовы приступить к ней). Черновые расчеты позволяют сделать вывод, что с привлечением внешних и внутренних трудовых мигрантов, без переучивания работников, зарегистрированных в Камчатском крае, неизменно увеличится количество безработных и незарегистрированных граждан, ищущих работу, как минимум до 7%.
  2. По информации Министерства экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края, в ТОР «Камчатка» заявлено 28,1млрд.рублей частных инвестиции. Заявлено – не значит, что будет вложено. Риск того, что ТОР «Камчатка» будет осуществляться на инвестиции ниже заявленной суммы, при этом за счет увеличения бюджетных средств крайне велик. Более того, исходя из планов Правительства РФ перейти на однолетний бюджет и неоднозначных перспективах внешнего давления на страну, риск введения санкций на инвестпроекты в ТОРы вполне реален. Это может вызвать затруднения участия иностранных инвесторов и появления долгостроев.
  3. Закон о ТОСЭР разрешает фактически неограниченное привлечение иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Этому способствуют изменения в ст. 351.5.ТК РФ, согласно которым получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется и выдается без учета квот. Дополнительно возникает возможность приезда на Камчатку иностранной рабочей силы, имеющих патенты на трудовую деятельность в РФ. Существует риск бесконтрольного въезда иностранного элемента для осуществления трудовой деятельности на ТОР. Не вызывает сомнения, что цена труда иностранных граждан будет значительно ниже, чем российских работников и в первую очередь на площадках ТОР. Создаются риски снижение цены труда, роста социальной напряженности, вытеснения российских граждан с рынка труда. Более того, денежные средства инвесторов, направленные на оплату труда иностранных граждан и заемных рабочих,  будут вывезены с территории Камчатского края и  РФ в регионы и страны проживания трудовых мигрантов.
  4. В ходе реализации ТОР «Камчатка», ожидается строительство новых объектов. При этом, нет понимания будут ли созданы соответствующие мощности по производству стройматериалов иного оборудования на полуострове. Полагаем, что необходимые для строительства материалы и оборудование будут закупаться в других регионах РФ и странах. Инвестиционные средства ТОР «Камчатка», по сути, будут развивать экономику третьих субъектов.
  5. ТОР «Камчатка» в том числе направлен на развитие туристической отрасли. Заявлено строительство большого количества гостиниц и туробъектов. Однако неизвестна логистика, кем будут замещены созданные рабочие места, граждане каких стран и субъектов РФ будут являться персоналом. Напомним, что при создании ряда супермаркетов в Камчатском крае было создано более 1500 рабочих мест. В значительной степени их занимают граждане ближнего зарубежья. Данный факт нагляден (!) и дополнительному подтверждению не подлежит.
  6. Согласно ст.351.5 ТК  РФ с письменного согласия работника ТОР, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, государственные гарантии и компенсации могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены указанными соглашениями и коллективными договорами. Учитывая изначальное неравенство сторон, зависимость работника от работодателя, данная норма вступает в противоречие с положениями Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях». Считаем это опасным прецедентом,  который в дальнейшем может быть распространен на всех работников Камчатского края. По сути это предтеча отмены «северных» гарантий и компенсаций.
  7. Правовой режим ТОР в части налогового регулирования (ст.17 ФЗ о ТОРах) предполагает установление  пониженной налоговой ставки,  возможности возмещения НДС без проведения камеральной проверки и другие льготы резидентам ТОР. Также ФЗ № 519 введены пониженные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды для резидентов, а именно - 6% в ПФР, вместо 22%, 1,5% в ФСС РФ, вместо положенных 2,9%, 0,1% в ФФОМС, вместо 5,1%. Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов должны компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам ПФ, ФСС, ФОМС. Министерством финансов Камчатского края, региональными фондами суммы выпадающих доходов, по нашей информации, не просчитаны, алгоритм компенсаций из бюджета в фонды не определен. Присутствует вероятность того, что возмещения в фонды будут несвоевременными. Риск, что региональные  ПФ, ФСС и ФОМС будут испытывать дефицит денежных средств, может повлечь снижение страховых гарантий работников.
  8. Наблюдается ежемесячный рост цен, платежеспособность населения снижается. Даже, на наш взгляд, по заниженным данным Камчатстата в июле 2015 года объем денежных доходов населения уменьшился на 7,3% по сравнению с июлем 2014 года. Объективно, вложенные инвестиции должны окупаться. Риск повышения цен на товары и услуги стратегических направлений ТОР «Камчатка» в условиях падения платежеспособности населения неизбежен. Отсутствует многосценарный расчет рисков, связанных с экономической нестабильностью в стране, незаконными санкциями против РФ, а также волотильностью рубля. ТОР может стать узкоспециализированной площадкой обогащения группы резидентов.
  9. Ст.9 ФЗ о ТОСЭР допускает возможность передачи в собственность или аренду управляющей компании земельных участков государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц. Примерные показатели земельного передела не доведены до сведения населения, депутатов Законодательного собрания Камчатского края, что может повлечь риск социальной напряженности.
  10. Согласно ст.14 п.2 ФЗ управляющая компания обязуется предоставить резиденту в собственность или аренду земельный участок. Ст.16п.3 ФЗ - Лицо, утратившее статус резидента вправе распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на ТОСЭР, по своему усмотрению. Существует риск обычной приватизации государственной и муниципальной собственности и спекулятивного оборота земли.
  11. Министерством здравоохранения Камчатского края, Министерством социального развития и труда Камчатского края, Министерством образования и науки Камчатского края на сегодняшний день не просчитаны риски и вызовы связанные с приездом на Камчатку не только иностранных и заемных работников, но и членов их семей. Какова будет дополнительная нагрузка на социальные объекты здравоохранения, дошкольного и школьного образования?

 

Все эти вопросы, по мнению Федерации профсоюзов Камчатки, должны были быть отработаны на начальной стадии защиты проекта ТОР «Камчатка».

Создание ТОР «Камчатка» - это  вызов. Вызов, который должен объединить бизнес, профсоюзы, население, власть в целях ускоренного развития Камчатского края. Нельзя допустить превращение ТОР «Камчатка» в декларацию, земельный и экономический передел, законную площадку для обогащения «избранных», социальной напряженности в обществе.