Признаки фиктивного сокращения численности (штата) организации
Каковы признаки того, что сокращение численности (штата) имеет фиктивный характер?
Нормативного определения или признаков фиктивного сокращения численности (штата) работников не предусмотрено. Отдельные случаи сокращения характеризуются как фиктивные в процессе их рассмотрения судами в спорах: о признании увольнения незаконным, восстановлении в должности и т.д. При этом в общем смысле под фиктивным сокращением численности (штата) работников можно понимать незаконное увольнение конкретных работников по причине сокращения численности или штата, которое в действительности не имело места.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в том числе в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
При этом сокращение численности или штата работников должно фактически иметь место, так как на практике возникают случаи, когда увольнение работников производится по указанному основанию в условиях, когда сокращение численности (штата) работников носит фиктивный характер.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного ТК РФ порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Отсюда можно предположить, что работодатель самостоятельно устанавливает структуру управления организации и суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности сокращения штатов, но может сделать вывод относительно того, имело ли оно место в действительности.
При этом анализ судебной практики позволяет выделить следующие отличительные признаки (случаи) фиктивного сокращения штата работников:
1)по окончании процедуры сокращения в штатное расписание сразу или по прошествии некоторого времени вводится новая должность (должности), обязанности по которой аналогичны обязанностям по исключаемой должности, то есть имеет место фактическое переименование сокращаемой должности (Апелляционные определения Ставропольского краевого суда от 24.07.2018 по делу N 33-5743/2018; Верховного суда Чувашской Республики от 18.04.2016 по делу N 33-1840/2016; Новосибирского областного суда от 05.05.2015 по делу N 33-3752/2015; Курганского областного суда от 14.08.2014 по делу N 33-2429/2014);
2)по окончании процедуры сокращения в штатное расписание сразу или по прошествии некоторого времени вводится новая должность (должности), обязанности по которой аналогичны исключаемой должности и дополнены новыми по причине того, что у работодателя сохраняется потребность в определенной работе и (или) объеме, а также возникает необходимость расширения должностных обязанностей штатной единицы. В таком случае фактически осуществляется изменение определенных сторонами условий трудового договора, а не сокращение численности или штата (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2019 N 88-978/2019 по делу N 2-241/2019; Апелляционное определение Омского областного суда от 07.05.2014 по делу N 33-2490/2014; Кассационное определение Новосибирского областного суда от 19.10.2010 по делу N 33-6189-2010г.).
Дополнительно отмечаем, что принятие руководителем организации решения о сокращении должности работника и заключении гражданско-правового договора об оказании услуг, соответствующих сокращенной должности, является правом руководителя организации и само по себе не свидетельствует о фиктивности сокращения должности работника (Определение Московского городского суда от 07.03.2013 по делу N 4г/2-1522/13).