Опубликовано: 30.10.2024
Размер файла: 424.93 Кб
Информация Стороны профсоюзов по вопросу № 2
«О состоянии платежеспособности населения в Камчатском крае» заседания краевой трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатском крае от 13.09.2017 года.
На современном этапе развития общества проблемы уровня и качества жизни населения крайне актуальны и требуют регулярного наблюдения за изменениями показателей качества жизни, как важнейшего критерия эффективности управления регионом. Федерация профсоюзов Камчатки систематически проводит анализ и оценку платежеспособности населения, уровня жизни и других социально - значимых показателей Камчатского края. В качестве основных критериев используются денежные доходы населения, складывающиеся из заработной платы, пенсий, пособий. Рассматривается динамика изменения заработной платы, пенсий, уровня прожиточного минимума, безработицы, задолженности по заработной плате, а также соотношение этих показателей с минимальной заработной платой, действующей в Камчатском крае. Основная цель такого мониторинга — предупреждение снижения качества жизни населения и выявление социальных рисков.
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ (ПМ)
Прожиточный минимум является одним из основных показателей, в соответствии с которым рассчитываются жилищные субсидии для населения, производится начисление пособий малообеспеченным категориям граждан, пособий по безработице и отражает стоимостную оценку потребительской корзины.
Отметим, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в Камчатском крае была утверждена в 2013 году и до настоящего времени не пересматривалась. Согласно закону Камчатского края от 27 марта 2013 года N 225 «О потребительской корзине в Камчатском крае» потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в Камчатском крае устанавливается не реже одного раза в пять лет. Таким образом, в 2018 году должен быть пересмотр набора товаров и услуг потребительской корзины.
По мнению Федерации профсоюзов Камчатки, утвержденная в настоящее время потребительсткая корзина имеет недостаточный набор товаров и услуг и не в состоянии обеспечить полноценную жизнедеятельность человека. Очевидно, что труд в Камчатском крае, как в районе Крайнего Севера, связан с высокой физической активностью, и соответственно, повышенными энергетическими затратами.
Федерация профсоюзов Камчатки надеется, что вновь разработанный перечень продовольственных и промышленных товаров, который войдет в потребительскую корзину, будет значительно расширен по сравнению с прошлым.
В настоящее время Правительством Камчатского края была установлена величина прожиточного минимума в Камчатском крае на II квартал 2017 года в следующих размерах:
для трудоспособного гражданина - 20 399 рублей,
в среднем на душу населения – 19 580 рублей,
для пенсионеров – 15 588 рублей,
для детей – 21 124 рублей.
Официальный размер прожиточного минимума трудоспособного населения в Камчатском крае за период
1 января 2017 года (IVквартал 2016г.) – 13 сентября 2017 года (II квартал 2017г.)
Социально-демографические группы населения |
IV квартал 2016 года (руб.) |
I квартал 2017 года (руб.) |
II квартал 2017 года (руб.) |
Разница между показателем II и Iквартала 2017 года (руб.) |
для трудоспособного гражданина |
20292 |
20 394 |
20 399 |
+5 |
в среднем на душу населения |
19451 |
19 573 |
19 580 |
+7 |
для пенсионеров |
15405 |
15 579 |
15 588 |
+9 |
для детей |
20847 |
21 113 |
21 124 |
+11 |
За текущий год (1 января 2017 года – 13 сентября 2017 года) официальный прожиточный минимум увеличился на 0,5 % или 107 рублей.
Для существенного повышения уровня жизни в России необходимым условием является формирование высокой доли среднего класса. Федерация профсоюзов Камчатки считает, что политика умышленного занижения прожиточного минимума преследует порочную цель искусственного изменения статистических данных, когда наименее обеспеченные граждане Камчатского края пересекают черту бедности и входят в категорию среднего класса. Более того, она не решает сути – борьбы с бедностью. Так, согласно статистике, в Камчатском крае в 2016 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (черта бедности) составила 19,5 % (более 61 тысячи человек) от общей численности населения края (2016 год – 316,1 тысяч человек). Более того, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума ежегодно увеличивается. (2014 год – около 54 тысяч), что подтверждает снижение платежеспособности населения в Камчатском края.
Федерация профсоюзов Камчатки разработала минимальную потребительскую корзину, основанную на минимальных потребностях человека в современных условиях жизни в Камчатском крае. Расчеты профсоюзного прожиточного минимума для жителей Камчатского края на основе реальной потребительской корзины производятся ежемесячно.
Величина прожиточного минимума, рассчитанного по методике Федерации профсоюзов Камчатки за период
1 января 2017 года (IVквартал 2016г.) – 13 сентября 2017 года (II квартал 2017г.)(руб.)
За текущий год (1 января 2017 – 13 сентября 2017) прожиточный минимум Федерации профсоюзов Камчатки увеличился на 0,5 % или 107 рублей.
Разница между величиной официального прожиточного минимума трудоспособного человека, рассчитанного Правительством Камчатского края по итогам II квартала 2017 года (20399 рублей), и прожиточного минимума, рассчитанного по методике ФПК (30404, 61 рублей), составляет 10010,61 рублей, или 49%.
Соотношение величины официального прожиточного минимума трудоспособного человека и прожиточного минимума, рассчитанного по методике Федерации профсоюзов Камчатки за период
1 января 2017 года (IVквартал 2016г.) – 13 сентября 2017 года (II квартал 2017г.)
Федерация профсоюзов Камчатки неоднократно заявляла, что составляющая прожиточного минимума – потребительская корзина недостаточна для адекватной оценки потребностей жителя нашего региона. На сегодняшний день, учитывая инфляцию и другие экономические показатели, реальная средняя заработная плата составляет 1,5-2 официального прожиточного минимума в регионе. Однако если брать во внимание прожиточный минимум, который рассчитывает Федерация профсоюзов Камчатки ежемесячно, в отличие от поквартального расчета Правительством Камчатского края, то реальная средняя зарплата едва превысит этот показатель.
Так, индекс потребительских цен по данным Камчатстата (январь 2017г. к июню 2017г.) составляет 4,6%, Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в июне 2017 года по сравнению с июнем 2016 года снизились на 6,1%. Иными словами, не умереть с голоду, обуться и одеться, чтобы не замерзнуть, заплатив при этом за квартиру, в Камчатском крае с повышением официального прожиточного минимума на 5 рублей легче не стало.
Федерация профсоюзов Камчатки продолжает ежемесячно проводить анализ цен на основные продукты питания, отражающие содержание минимальной потребительской корзины в Камчатском крае. С начала 2017 года по данным мониторинга, проведенного Федерацией профсоюзов Камчатки, цены на продукты питания увеличились, в среднем, на 10%. А на отдельные продукты питания более, чем на 20%.
Динамика цен г. Петропавловска-Камчатского
за период январь 2017г. - август 2017г.(руб.)
Наименование |
15.01.2017 |
15.02.2017 |
15.03.2017 |
15.04.2017 |
15.05.17 |
15.06.2017 |
15.08.2017 |
мука пшеничная |
44,9 |
44,9 |
44,9 |
45 |
45 |
45 |
45 |
макаронные изделия |
88,6 |
88,6 |
88,6 |
95 |
95 |
95 |
95 |
бобовые(горох) |
75 |
75 |
75 |
75 |
88,7 |
88,7 |
88,7 |
рис |
56,6 |
56,6 |
64,2 |
64,2 |
64,2 |
64,2 |
64,2 |
гречка |
92,5 |
92,5 |
92,5 |
88,5 |
88,5 |
88,5 |
88,5 |
Картофель |
37 |
39,5 |
46,5 |
43,5 |
43,5 |
43,5 |
43,5 |
свекла |
35,9 |
46,8 |
46,8 |
47 |
47 |
47 |
47 |
морковь |
74,7 |
96 |
65,9 |
58 |
58,5 |
58,5 |
58,5 |
лук |
39,6 |
44,4 |
46,8 |
50,5 |
50,5 |
50,5 |
50,5 |
чеснок |
361,2 |
354 |
354 |
346 |
346 |
346 |
346 |
помидоры |
177,6 |
230,4 |
177,6 |
201 |
201 |
201 |
220 |
капуста |
39,6 |
39,6 |
42,9 |
46,5 |
50,6 |
53 |
53 |
Сахар |
56,7 |
56,7 |
59 |
51,5 |
51,5 |
51,5 |
58,7 |
Мясопродукты |
560 |
560 |
563,5 |
563,5 |
571 |
571 |
571 |
птица |
215,4 |
231,5 |
231,5 |
231,5 |
231,5 |
231,5 |
231,5 |
Молоко |
68,3 |
68,3 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
кефир |
193,7 |
193,7 |
193,7 |
193,7 |
193,7 |
197,5 |
197,5 |
творог |
452 |
452 |
452 |
496 |
496 |
496 |
496 |
сыр |
558 |
558 |
558 |
580 |
580 |
580 |
580 |
Яйца |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
Масло |
420 |
451,1 |
451,1 |
451,1 |
451,1 |
451,1 |
451,1 |
В данной таблице также отображена динамика роста среднего показателя стоимости на продукты питания, включенные в потребительскую корзину Федерации профсоюзов Камчатки.
В процессе анализа и сравнения цен на основные продукты питания, отражающие содержание минимальной потребительской корзины в Камчатском крае, отмечается рост стоимости мясной и молочной продукции, бакалеи, кондитерский изделий и др. В тоже время отмечаются позитивные тенденции по стабилизации и снижению цен на хлебную и мучную продукцию, яйцо, чай, кофе и другие безалкогольные напитки.
Федерация профсоюзов Камчатки впервые отмечает отсутствие снижения цен на плодоовощную продукцию, которая ежегодно отмечалась в летний период в связи с сезонностью. Более того, стоимость камчатских овощей в магазинах края по-прежнему остается значительно выше, чем привозных. Одни из самых дорогих – местные помидоры. Их цена варьируется от 350 и выше рублей за кг. Таким образом, помидоры, привезенные с Китая или Приморья, в стоимость которых уже включена стоимость доставки, более доступны населению Камчатского края, нежели выращенные на «своей земле». Конечно, надо поддерживать местных производителей, но если цена производства Камчатских овощей на порядок, а то и два, выше привозной продукции, то невольно возникает вопрос: за чей счет идет поддержка фермеров и в чем смысл такого местечкового «импортозамещения»?
Динамика изменения средневзвешенного курса валюты показывает отсутствие зависимости роста цен на продукты первой необходимости от роста/падения курса доллара США за период январь 2017г.- август 2017г.
Динамика изменения средневзвешенного курса доллара за период январь 2017г- август 2017г..
Таблица изменения средневзвешенного курса доллара за период январь 2017г- август 2017г..
Месяц |
Средний курс $ |
59,6299 |
|
58,5394 |
|
58,0066 |
|
56,4356 |
|
56,9501 |
|
57,8932 |
|
59,6927 |
|
60,2716 |
Проведенный анализ показывает, что при снижении курса доллара США и евро с января по май 2017 года, цены продолжали свой рост. Таким образом, рассуждения отдельных представителей бизнес – сообщества и предпринимателей Камчатского края о повышении стоимости продуктов в связи с ростом курса является спекуляцией и обманом населения Камчатского края.
Несмотря на объявленную региональной службой по тарифам и ценам «заморозку» тарифов для населения Камчатки на электроэнергию и теплоэнергию в Камчатском крае до середины 2018 года, а в перспективе и до середины 2019 года, Федерация профсоюзов Камчатки фиксирует повышение платы за коммунальные услуги более чем на 1,7 процента.
Стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства за период 2014г. – 2017г.
Так, плата за холодное водоснабжение с 1 июля 2017 года увеличилась на 6% и составляет 53,74 рублей, вместо установленных ранее 50,70 рублей. Плата за горячее водоснабжение увеличилась в среднем на 1,7%.
При этом не все работодатели обеспечивают заработную плату на уровне официального прожиточного минимума трудоспособного человека в Камчатском края. Так, по данным Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю в I квартале 2017 года 2 106 работодателей выплачивают заработную плату в размере ниже официального прожиточного минимума трудоспособного человека в Камчатском крае. Стоит отметить увеличение количества таких недобросовестных работодателей в Камчатском крае.
Количество работодателей, выплачивающих заработную плату в размере ниже официального прожиточного минимума трудоспособного человека в Камчатском крае за период 2015 – 2017 год
Количество работников, получающих зарплату ниже минимума растет, при том, что количество работодателей в Камчатском крае снижается. По мнению Федерации профсоюзов Камчатки на лицо либо некорректная подготовка отчетов Пенсионного Фонда, либо «серую» схему заработной платы начали активно использовать более крупные предприятия с большим количеством работников, чтобы получить незаконные конкурентные преимущества. «Серая» зарплата - это удар по будущим пенсионерам, а также колоссальный удар по бюджету Камчатского края.
Для решения этой проблемы необходим перевод «теневой экономики» в легальное поле. Контроль за трудовой деятельностью и уровнем заработной платы в бюджетных организациях осуществляется Правительством Камчатского края. По мнению профсоюзов, Правительство, как регулятор, полностью вышло из зоны формирования заработной платы и соблюдения трудового законодательства во внебюджетном секторе экономики. Необходимо усилить деятельность рабочих групп по снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, созданных во всех муниципальных районах Камчатского края в части повышения результативности и эффективности их работы.
Для резкого оздоровления экономики края, необходимо повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, производства товаров и услуг, экономической активности населения. Это приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны, к снижению доли граждан, действительно нуждающихся в помощи государства.
Профсоюзы отмечают, что платежеспособность населения Камчатского края снижается, не проводилась индексация фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, не достигнуты целевые показатели роста заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, декларируемое повышение заработной платы по факту произошло незамеченным для работников. Это происходит на фоне увеличения цен на продукты питания в среднем на 10%, стоимости коммунальных платежей на 1,7%. При этом индекс потребительских цен по данным Камчатстата (январь 2017г. к июню 2017г.) составляет 4,6%, а реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в июне 2017 года по сравнению с июнем 2016 года снизились на 6,1%.
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Основной сложностью при анализе платежеспособности населения является отсутствие информации о реальном распределении доходов среди населения. Так, по официальным данным, среднемесячная начисленная заработная плата за июнь 2017 года составила 71033,9 рубля.
Уровень средней заработной платы по данным Камчатстата
за период июнь 2016 г. – июнь 2017г.
Однако, по данным службы занятости населения КГКУ ЦЗН г. Петропавловска-Камчатского средняя заработная плата по наиболее востребованным профессиям (специальностям) позиционируется значительно ниже.
Уровень средней заработной платы по данным службы занятости населения КГКУ ЦЗН г. Петропавловска-Камчатского в 2017 году
Служащие |
Общее количество заявленных вакансий |
Средняя зарплата |
Врач-терапевт участковый |
110 |
49 275,43 |
Врач-педиатр городской (районный) |
53 |
41 622,64 |
Инспектор |
46 |
39 553,56 |
Инженер |
71 |
38 654,03 |
Специалист банка |
76 |
38 595,66 |
Экономист |
61 |
35 603,59 |
Электрик участка |
47 |
34 402,62 |
Юрисконсульт |
68 |
34 258,05 |
Фельдшер скорой медицинской помощи |
45 |
33 023,26 |
Бухгалтер |
174 |
32 718,53 |
Специалист |
313 |
30 856,02 |
Государственный налоговый инспектор |
76 |
29 304,32 |
Менеджер |
72 |
29 293,99 |
Кассир |
53 |
27 342,73 |
Медицинская сестра |
344 |
27 294,02 |
Воспитатель |
177 |
25 463,98 |
Оператор связи |
74 |
25 389,22 |
Почтальон |
86 |
23 150,43 |
Младший воспитатель |
138 |
17 538,78 |
Таким образом, средняя заработная плата по данным Центра занятости Камчатского края по различным специальностям в два раза ниже, чем официальный показатель. Более того, по данным Камчатстата средняя заработная плата с января 2017 года выросла на 24,7%, в то время как денежные доходы населения снизились на 6,1%, а индексация заработной платы в 2017 году не производилась вовсе.
Отметим, что с 2010 года ежегодно проводилась индексация заработной платы в Камчатском крае. В 2017 году заработные платы в бюджетных отраслях остались на уровне прошлого года. Несмотря на рост цен, Правительство Камчатского края не видит оснований для увеличения заработной платы работникам Камчатского края. Также поступают и работодатели внебюджетного сектора экономики. Покупательская способность населения снижается. Заработная плата более половины работников не обеспечивает достойной жизни самих работников и их семей.
16 декабря 2016 года было заключено дополнительное Соглашение к региональному Соглашению «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2016 год, которое пролонгирует действие регионального Соглашения «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2016 год и, соответственно, не изменяет размер минимальной заработной платы в Камчатском крае, оставляя ее на прежнем уровне в следующих размерах:
С 01 июля 2016 года в Камчатском крае 16 910 рублей,
справочно: с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. – 15 800 рублей, с 01.01.2016г. по 31.06.2016г. – 16 435 рублей.
С 01 июля 2016 года в Корякском округе 18 210 рублей,
справочно: с 01.07.2015г по 31.12.2015г. – 17 015 рублей, с 01.01.2016г. по 31.06.2016г. – 17 970 рублей.
01 июля 2016 года в Алеутском муниципальном районе 19 510 рублей.
справочно: с 01.07.2015г по 31.12.2015г. – 18 230 рублей, с 01.01.2016г. по 31.06.2016г. – 18 960 рублей.
Отметим, что минимальная заработная плата в Камчатском крае более чем в 4 раза ниже, чем показатель средней заработной платы. Разница составляет 54 123,9 рублей.
Размер минимальной заработной платы в Камчатском крае за 2012-2017 года
Дополнительное Соглашение к региональному Соглашению «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2016 год, которое с 1 января 2017 года до настоящего времени оставило размер минимальной заработной платы на уровне 2016 года было подписано Федерацией профсоюзов Камчатки вынужденно. Однако профсоюзы считают, что данное предложение в нынешних экономических условиях не отражает реальной социально – экономической ситуации в Камчатском крае и ведет к сокращению уровня доходов населения Камчатского края и потери бюджетом всех уровней Камчатского края дополнительных налоговых поступлений.
По мнению Федерации профсоюзов Камчатки размер минимальной заработной платы в Камчатском крае субъективен и не привязан к каким-либо экономическим индикаторам, а зависит от неких возможностей бюджета. Не учитывается ни реальный рост инфляции, ни снижение доходов и качества жизни населения, ни увеличение стоимости продуктов питания и товаров первой необходимости.
С 1 июля 2017 года федеральный МРОТ увеличился на 4% и составил 7800 рублей. Ранее, 1 июля 2016 года, данный показатель был увеличен на 21%. В настоящее время величина минимальной заработной платы составляет 83% от величины прожиточного минимума, нивелируя все достижения 2014, 2015 и начала 2016 годов по приближению размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума трудоспособного человека.
При этом при подписании Сторонами социального партнерства регионального Соглашения «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2015, а также 2016 год было принято решение о поэтапном максимальном приближении минимальной заработной платы к уровню официального прожиточного минимума трудоспособного человека в Камчатском крае.
Отношение официального прожиточного минимума
трудоспособного человека (ПМ) и минимальной заработной платы (МЗП) в Камчатском крае за 2012-2017 года
год,квартал |
ПМ, руб. |
год,квартал |
МЗП,руб. |
Соотношение МЗП к ПМ(%) |
Соотношение ПМ к МЗП (руб.) |
2012 год 1кв |
13 258 |
2012 год 2кв |
7 500 |
56,6 |
5 758 |
2012 год 2кв |
13 311 |
2012 год 3кв |
10 050 |
75,5 |
3 261 |
2012 год 3кв |
13 699 |
2012 год 4кв |
10 050 |
73,4 |
3 649 |
2012 год 4кв |
13 984 |
2013 год 1кв |
12 000 |
85,8 |
1 984 |
2013 год 1кв |
14 085 |
2013 год 2кв |
12 000 |
85,2 |
2 085 |
2013 год 2кв |
14 666 |
2013 год 3кв |
12 000 |
81,8 |
2 666 |
2013 год 3кв |
14 793 |
2013 год 4кв |
12 000 |
81,1 |
2 793 |
2013 год 4кв |
14 880 |
2014 год 1кв |
13 200 |
88,7 |
1 680 |
2014 год 1кв |
15 358 |
2014 год 2кв |
13 200 |
85,9 |
2 158 |
2014 год 2кв |
15 878 |
2014 год 3кв |
14 440 |
90,9 |
1 438 |
2014 год 3кв |
16 327 |
2014 год 4кв |
14 440 |
88,4 |
1 887 |
2014 год 4кв |
16 369 |
2015 год 1кв |
15 550 |
95,0 |
819 |
2015 год 1кв |
17 939 |
2015 год 2кв |
15 550 |
86,7 |
2 389 |
2015 год 2 кв |
18811 |
2015 год 3кв |
15800 |
84,0 |
3 011 |
2015 год 3 кв |
18905 |
2015 год 4кв |
15800 |
83,6 |
3 105 |
2015 год 4 кв |
19173 |
2016 год 1 кв |
16435 |
85,7 |
2 738 |
2016 год 1 кв |
19494 |
2016 год 2 кв |
16435 |
84,3 |
3059 |
2016 год 2кв |
19965 |
2016 год 3 кв |
16910 |
84,7 |
3 055 |
2016 год 3кв |
20 232 |
2016 год 4кв |
16910 |
83,6 |
3 322 |
2016 год 4кв |
20 292 |
2017 год 1кв |
16910 |
83,3 |
3 382 |
2017 год 1кв |
20 394 |
2017 год 2кв |
16910 |
83,0 |
3 484 |
2017 год 2кв |
20 399 |
2017 год 2кв |
16910 |
83,0 |
3 489 |
Позиция Федерации профсоюзов Камчатки остается неизменной: минимальная заработная плата в Камчатском края должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного гражданина в Камчатском крае.
По мнению Федерации профсоюзов Камчатки, повышение минимальной заработной платы в Камчатском крае положительно скажется на пополняемости бюджета Камчатского края и росте продаж во внебюджетном секторе. Во-первых, вырастет уровень легализации доходов, очевиден будет рост и заработной платы. Это повлечет за собой рост поступления НДФЛ в краевой бюджет. Во вторых, рост платежеспособности населения оживит торговлю как продовольственной группы товаров, так и товарами промышленного назначения.
Доходы населения Камчатского края по данным Камчатстата в 2016 году
По данным Камчатстата, более 15% (более 47 тысяч) населения Камчатского края получают доход ниже уровня минимальной заработной платы, установленной в Камчатском крае.
По данным Отделения Пенсионного Фонда РФ по Камчатскому краю за IV квартал 2016 года, порядка 1 065 работодателя выплачивают заработную плату работникам ниже установленного минимума зарплаты в крае (16 910 рублей), что составляет 12,6% от общего числа.
Количество работодателей в Камчатском крае, выплачивающих заработную плату ниже минимальной заработной платы, установленной региональным Соглашением
за период 2015 – 2016 года
Таким образом, минимальная заработная плата в Камчатском крае и прожиточный минимум остаются величинами номинальными и весьма условными, хотя и определяют уровень дохода и социальной помощи для значительной массы населения. Уровень реальной средней заработной платы по-прежнему остается неопределенным. 15% населения получают заработную плату ниже 16 910 рублей, при этом средняя заработная плата по данным центра занятости около 36 тысяч рублей, в то время как по данным Камчатстата она составляет более 71 тысячи рублей. По данным Камчатстата средняя заработная плата с января 2017 года выросла на 24,7%, тогда как денежные доходы населения снизились на 6,1%, а индексация заработной платы в 2017 году не производилась вовсе. По мнению Федерации профсоюзов Камчатки, необходимо наладить межведомственное взаимодействие между ответственными министерствами и ведомствами Правительства Камчатского края и федеральными структурами для единообразного расчета экономических показателей в крае.
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю, по состоянию на 1 августа 2017 года просроченная задолженность по выплате заработной платы в организациях всех форм собственности Камчатского края составляет 27 713 тыс. рублей перед 289 работниками. В течение 2017 года просроченная задолженность по выплате заработной платы продолжает ежемесячно увеличивалась. В августе зафиксировано первое снижение ( июль 2017г. – 35 121 тыс.рублей).
Просроченная задолженность по выплате заработной платы в Камчатском крае
за период август 2016г. – август 2017г.
Стоит отметить, что показатель задолженности в Камчатском крае, несмотря на ежемесячный рост, на 26,7% ниже, чем в августе 2016 года. За год более чем в 2 раза снизилось количество работников, перед которыми имеется задолженность.
Количество работников, перед которыми имеется задолженность по заработной платы в Камчатском крае за период сентябрь 2016г. – август 2017г.
Однако официальные показатели основываются исключительно на предоставленных предприятиями данных в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю (Камчатстат).
Серьезной проблемой в Камчатском крае остается латентная задолженность. Широко распространена практика несвоевременного предоставления или вовсе непредставления сведений в Росстат предприятиями. Значительная часть задолженности не учитывается ни в одном официальном документе, тем самым искажая общую картину задолженности по заработной плате в Камчатском крае.
Так, по обобщенным данным контрольно - надзорных органов Камчатского края, неофициальная (латентная) задолженность по заработной плате по состоянию на 1 августа 2017 года составляет 68 690 тысяч рублей перед 773 работниками у 19 организаций.
Основная причина задолженности перед работниками, в большинстве случаев, отсутствие собственных средств. Федерация профсоюзов Камчатки считает необходимым ужесточить персональную ответственность руководителей организаций, что повысит эффективность работы по погашению задолженности.
По мнению Федерации профсоюзов Камчатки, одним из факторов позднего выявления задолженности по заработной плате является отсутствие на предприятиях первичных профсоюзных организаций. Так, в организациях, где имеются первичные профсоюзные организации, проблемы, связанные с задолженностью по заработной плате, выплатой «серой» заработной платы работникам, нелегальным заемным трудом, оплатой труда в размере меньше величины минимальной заработной платы в Камчатском крае своевременно выявляются и устраняются.
БЕЗРАБОТИЦА
За 1 половину 2017 года (январь – июль) в органы государственной службы занятости населения Камчатского края за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы обратились 8460 человек. При содействии органов службы занятости за отчетный период трудоустроено 5812 человек.
Численность рабочей силы, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, в июне 2017 года составила 179,1 тыс. человек или 56,9% от общей численности населения Камчатского края. В том числе 172,8 тыс. человек или 96,5% рабочей силы были заняты в экономике и 6,3 тыс. человек (3,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Из них по состоянию на 2 августа 2017 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, составила 2426 человек.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения в Камчатском крае за период август 2016г.- август 2017г.
Снижение безработицы в Камчатском крае в летний период объясняется началом лососевой путины в Камчатском крае, которые образуют много временных рабочих мест. После окончания сезонных работ численность безработных граждан вновь увеличится.
По сравнению с августом 2016 года численность безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, снизилась на 4,3 %.
Численность уволенных работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников с начала 2017 года составила 686 человек, что на 29,8% меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Из числа уволенных работников трудоустроено 59 человек, назначена трудовая пенсия по старости 127 гражданам. В органы государственной службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось 399 человек, из них 25 человек трудоустроено, 120 человек признано безработными, 1 человек направлен на профессиональное обучение.
По состоянию на 23 августа 2017 года численность работников, предполагаемых к увольнению определяется 1121 человек. В течение 2016 года количество всего уволенных составила 1743 человек.
Необходимо отметить, что показатель численности безработицы, предоставляемый органами государственной службы занятости населения, по мнению профсоюзов, не отражает действительной ситуации, сложившейся в Камчатском крае. Подсчет зарегистрированных безработных не совсем объективно показывает реальную ситуацию, ведь не все потерявшие работу граждане обращаются в службу занятости. Не попадают в статистику также и граждане, которые формально не имеют никакой работы, но при этом могут заключать красткосрочные договоры с организациями и таким образом получают доход.
Несмотря на положительную динамику сокращения количества безработных граждан в Камчатском крае, на прежнем уровне остается размер пособия по безработице. Минимальный размер составляет 850 рублей, а максимальный определен в размере 4900 рублей.
С учетом применения районного коэффициента, в Камчатском крае в 2017 году минимальный размер пособия составляет 1 360 рублей, максимальный - 7 840 рублей, за исключением Алеутского района, где минимальный размер – 1 700 рублей, максимальный - 9 800 рублей.
Размер пособия по безработице в Камчатском крае за период 2005г. – 2017г.
Федерация профсоюзов Камчатки считает, что величина пособия по безработице, которая остается неизменной в течение восьми лет, явно занижена и не отражает реальной ситуации с ценами на товары и услуги первой необходимости в Камчатском крае, в стране в целом. Граждане, признанные безработными, явно поражены в правах на достойную жизнь, пусть и по минимальным стандартам.
ПЕНСИИ
По данным Отделения Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю, средний размер страховой пенсии в августе 2017 года по итогам II квартала 2017 года составляет 20 302,94 рублей. С начала 2016 года, несмотря на то, что 1 февраля 2017 года страховые пенсии камчатских неработающих пенсионеров были проиндексированы на 5,4%, средний размер страховой пенсии оказался всего на 2,8% выше показателя начала 2017 года (IV квартал 2016 года).
Средний размер пенсии в Камчатском крае
за период II квартал 2016г. – II квартал 2017г.
Средний размер: |
II квартал 2016 года |
III квартал 2016 года |
IV квартал 2016 года |
1 февраля 2017 года |
I квартал 2017 года |
II квартал 2017 года |
страховой пенсии |
19 626,23 |
19 709,01 |
19 670,39 |
20 292,03 |
20 302,94 |
20241,13 |
по старости |
20 627,47 |
20 285,59 |
20 258,10 |
20 258,10 |
20 911,33 |
20863,92 |
по инвалидности |
11 367,76 |
11 476,70 |
11 441,29 |
11 828,78 |
11 844,80 |
11797,06 |
по случаю потери кормильца |
8 457,59 |
8 429,47 |
8 368,27 |
8 768,41 |
8 774,88 |
8717,09 |
социальной пенсии |
12 702,16 |
12 850,17 |
12 865,89 |
12 937,68 |
13 159,96 |
13170,79 |
Такое снижение работниками Отделения Пенсионного фонда по Камчатскому краю объясняют тем, что размер страховой пенсии напрямую зависит от длительности трудового стажа и определяется в процентах к прежнему трудовому доходу. В настоящее время граждане, выходящие на пенсию (1962-1967 годов рождения), имели небольшой доход, который, как известно, является базой для начисления страховых взносов и, соответственно, служит базой для определения размера пенсии.
Прожиточный минимум пенсионера в Камчатском крае по итогам II квартала 2017 года составляет 15524 рубля. Разница между данным показателем и средним размером страховой пенсии составляет 4 602,62 рубля. Размер пенсии на 22,9% выше показателя прожиточного минимума. Ежегодно разница между данными показателями сокращается. Однако это сокращение вызвано в первую очередь не увеличением размера пенсии, а увеличением величины прожиточного минимума.
Соотношение величины официального прожиточного минимума пенсионера и среднего размера страховой пенсии в Камчатском крае за период
2015–2017 года.
На протяжении последних лет платежеспособность пенсионеров Камчатки значительно снижается, так средний размер страховой пенсии с 2015 года увеличился всего на 12,2% или 1683 рубля. В то время как по итогам 2015 года инфляция составила 12,6%, за 2016 год еще 5,7% и за 1 полугодие 2017 года уровень инфляции 4,6%.
В соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве, с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета плановых индексаций. Однако Правительство РФ после жесткой критики ФНПР решило проиндексировать в августе 2017 года пенсию работающим пенсионерам. В отличие от традиционной индексации страховых пенсий, когда их размеры увеличиваются на определенный процент, данная прибавка к пенсии носит индивидуальный характер: ее размер зависит от уровня заработной платы работавшего в 2016 году пенсионера, пересчитанной в пенсионные баллы, количество которых составляет не более трех и не превышает 235 рублей.
По мнению профсоюзов, такая индексация ничего не компенсирует: ни рост цен, ни рост квартплаты, ни даже, моральные издержки работников.
Так, среднего размера пенсии в Камчатском крае хватит на:
Наименование |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отдых в санатории «Начики»(день) |
- |
2,8 |
2,9 |
Валидол (1 уп.) |
307,6 |
267,8 |
258,7 |
Макаронные изделия (1кг) |
182,1 |
169,3 |
163,4 |
Масло сливочное |
37,9 |
35,7 |
34,4 |
Цены на продукты питания увеличились за 2017 год в среднем на 10%, стоимость коммунальных платежей возросла на 1,7%, стоимость лекарства растет системно во всех ценовых сегментах.
Отсутствие реальной индексации пенсий работающим пенсионерам - это утрата стимулов для работающих пенсионеров работать легально, что повышает уровень теневой экономики и снижает количество, поступающих в бюджет, денежных средств.
Выводы:
Федерация профсоюзов Камчатки отмечает снижение платежеспособности населения, которое приобретает характер устойчивой тенденции.