Постановление Генсовета ФНПР о важнейших направлениях деятельности профсоюзов

Опубликовано: 30.12.2020

Размер файла: 29 Кб

Скачать

Постановление Генсовета ФНПР от 18 апреля 2012 года № 5-3
18.04.2012

О действиях профсоюзов в современных условиях

Выборы президента страны 4 марта 2012 года завершили очередной избирательный цикл в Российской Федерации. Предстоит формирование нового правительства Российской Федерации, определение программы его действий. В каком направлении пойдёт социально-экономическое развитие России, зависит не только от избранного при поддержке профсоюзов Президента Российской Федерации, но и от эффективности воздействия профсоюзов (как самой массовой организованной общественной силы) на общественные процессы, связанные с формированием и принятием стратегии развития страны.

Итоги президентских выборов в Российской Федерации убедительно показали, что большинство граждан страны выступают за строительство справедливого общества и сильного социального государства.

В настоящее время ультралиберальные силы, проигравшие на свободных и демократических выборах, прилагают серьёзные усилия по навязыванию избранному Президенту Российской Федерации своего видения будущего России. Идея сильного социального государства подвергается нападкам со стороны ультралибералов при молчаливой поддержке ряда высокопоставленных чиновников. Разработанная идеологами либерального толка концепция развития страны «Стратегия – 2020», которую авторы преподносят как программу будущего российского правительства, много говорит о рынке и конкуренции и мало о человеке труда и ответственности государства за развитие страны.

Профсоюзы выступают против «приватизации» итогов выборов Президента Российской Федерации силами антисоциальной направленности. Профсоюзы будут противодействовать любым попыткам расшатать политическую ситуацию в стране и навязать ей антисоциальную экономическую политику.

Итоги 2011 года показывают, что  по многим ключевым экономическим показателям, среди которых рост ВВП, индекс промышленного производства, потребительские расходы, товарный экспорт и импорт, достигнуты или превышены предкризисные значения середины 2008 года. Страна вернулась к профицитному бюджету. Рост потребительских цен в 2011 году замедлился, индекс потребительских цен достиг минимума в современной российской истории – 6,1% в годовом исчислении.

В текущем 2012 году также отмечается положительная динамика основных показателей развития экономики. Однако, несмотря на благоприятную макроэкономическую статистику, говорить о долгосрочных положительных тенденциях пока рано.

Значительная часть работников по-прежнему не ощущает позитивных изменений в экономике. Замедлились темпы роста реальной заработной платы.

Сохраняется значительный разрыв в уровне оплаты труда между высокооплачиваемым управленческим персоналом и основной массой наёмных работников.

Снижение уровня как общей, так и зарегистрированной безработицы не является отражением реальной ситуации на рынке труда. С учётом различных форм скрытой безработицы в 2011 году искали и не могли найти себе подходящую работу более 9 млн. человек. Безработица в значительной степени является застойной, особенно в сельской местности.

Уровень социальной ответственности российских работодателей остается невысоким, а трудовые отношения часто далеки от цивилизованных форм. Стремясь сохранить сверхприбыли, переложить риски на работников и государство, бизнес настойчиво лоббирует ревизию трудового, социального и налогового законодательства с целью минимизации своих обязательств, отмены большинства социальных и трудовых гарантий, сворачивания деятельности независимых профсоюзов и замены их подконтрольными бизнесу «представительными органами работников».

Профсоюзы не должны допустить, чтобы реформы в экономике осуществлялись за счёт человека труда, снижения уровня социально-трудовых прав работников и социальных гарантий. Будучи приверженной принципам социального партнёрства, ФНПР считает, что любые изменения в социальное и трудовое законодательство должны вноситься при согласии всех сторон социального партнёрства.

Своей главной политической и экономической задачей в современных условиях ФНПР считает добиваться реализации в полном объёме Программы народных инициатив Общероссийского народного фронта, которая легла в основу предвыборной программы В.В. Путина, избранного Президентом Российской Федерации. Социальный блок этой программы содержит многие предложения профсоюзов, касающиеся вопросов эффективной занятости, справедливой оплаты труда, защиты от безработицы, защиты законных прав и интересов работников, справедливого налогообложения, достижения социального равенства и многих других. Источники практической реализации этих предложений – рациональное перераспределение ресурсов и повышение эффективности функционирования национальной экономики.

Программа народных инициатив Общероссийского народного фронта, получившая поддержку большинства избирателей нашей страны, должна стать стратегическим документом развития страны и программой действия нового Правительства России.

Исходя из изложенного Генеральный Совет ФНПР постановляет:

1. Руководству ФНПР добиваться создания в структуре Правительства Российской Федерации министерства труда как самостоятельного и полномочного федерального органа исполнительной власти, ответственного за выработку и реализацию государственной политики в сфере труда.

2. Руководству ФНПР совместно с депутатами Государственной Думы – членами межфракционной депутатской группы по взаимодействию с профсоюзным движением «Солидарность», членским организациям и их структурным подразделениям:

2.1 добиваться от депутатов Государственной Думы, органов власти субъектов Российской Федерации поддержки законопроекта депутатов Государственной Думы А.К. Исаева и М.В. Тарасенко (№ 451173-5), направленного на усиление защищённости работников в случаях уклонения работодателей от заключения трудовых договоров путём необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заёмного труда»;

2.2 подготовить предложения по законодательному усилению ответственности за неправомерное увольнение профсоюзных активистов, нарушение прав профсоюзов, а также прав работников на объединение.

3. Руководству ФНПР во взаимодействии с депутатами – членами межфракционной депутатской группы по взаимодействию с профсоюзным движением «Солидарность» в Государственной Думе шестого созыва подготовить проекты федеральных законов:

3.1 об увеличении минимального размера оплаты труда до уровня, обеспечивающего прожиточный минимум трудоспособного населения, и его увеличении в дальнейшем темпами выше инфляции;

3.2 о механизме обеспечения и индексации минимального размера оплаты труда во исполнение части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации;

3.3 о предоставлении профсоюзам права непосредственного обращения в суд с исками о защите прав неопределённого круга лиц.

4. Представителям ФНПР в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:

4.1 инициировать в рамках Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:

4.1.1 корректировку Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года, исходя из положений Программы народных инициатив Общероссийского народного фронта;

4.1.2 обсуждение программы перехода к установлению минимального размера оплаты труда на уровне минимального потребительского бюджета трудоспособного населения;

4.2 инициировать рассмотрение в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопроса о поддержке кампании Международной конфедерации профсоюзов, направленной на обеспечение законных трудовых прав работников, участвующих в подготовке к крупнейшим мировым спортивным состязаниям;

4.3 предложить стороне Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющей Правительство Российской Федерации, ускорить работу по подготовке и принятию проекта Постановления Правительства Российской Федерации об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных учреждений с целью обеспечения объективной дифференциации в оплате труда.

5. Членским организациям ФНПР:

5.1 продолжить работу по установлению в соглашениях и коллективных договорах минимальных тарифных ставок, ставок заработной платы, окладов (должностных окладов) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

5.2 добиваться в процессе переговоров по соглашениям и коллективным договорам индексации заработной платы не менее, чем на величину индекса потребительских цен;

5.3 продолжить работу по присоединению к заключённым соглашениям всех работодателей, где действуют профсоюзные организации общероссийских профсоюзов, входящих в ФНПР;

5.4 добиваться включения в соглашения и коллективные договоры положений, направленных на защиту работников от форм нестабильных трудовых отношений, в частности, ограничения привлечения работодателями сотрудников сторонних организаций на работу, выполнение которой возможно силами штатных работников, механизмов перевода временных работников на постоянную работу и распространения на них коллективного договора;

5.5 способствовать информационной поддержке в СМИ социально значимых итогов выполнения соглашений и коллективных договоров;

5.6 осуществлять профсоюзный контроль своевременности выплаты работникам заработной платы, принимать экстренные меры по ликвидации возникшей задолженности по заработной плате до введения в организации процедур банкротства;

5.7 направлять оперативную информацию о положении и критических ситуациях на отдельных предприятиях, в отраслях и территориях в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР;

5.8 проводить мониторинг социально-экономических последствий отмены Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера»;

5.9 проработать вопрос о совершенствовании участия профсоюзов в управлении организациями (согласно ст. 53 Трудового кодекса Российской Федерации) и направить предложения в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР.

6. Общероссийским (межрегиональным) профсоюзам провести анализ нормативно-правовой базы, на основании которой формируется профессионально-квалификационный состав персонала предприятия (организации), устанавливаются профессионально-квалификационные требования к работникам и уровень заработной платы.

7. Территориальным объединениям организаций профсоюзов:

7.1 продолжить работу по установлению минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации; по итогам переговоров в месячный срок представлять информацию в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР;

7.2 осуществлять мониторинг принятия и реализации региональных программ содействия занятости населения в субъектах Российской Федерации в части их финансовой обеспеченности по количеству участников и качества предоставляемых услуг; обеспечить оперативное информирование руководства ФНПР обо всех случаях снижения эффективности и доступности государственных услуг в сфере занятости;

7.3 принимать участие в обсуждении в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с организацией профессионального образования, его соответствия потребностям региональных рынков труда;

7.4 в ходе заявочной кампании 2012 года по формированию квот на привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы через региональные трёхсторонние комиссии и межведомственные комиссии (рабочие группы) по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы содействовать реализации принципов приоритетной занятости российских граждан, отслеживать соответствие притока иммигрантов возможностям субъектов Российской Федерации по их приёму и обустройству, оперативно информировать Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР о случаях игнорирования мнения профсоюзов;

7.5 направлять в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР информацию о практике работы региональных трёхсторонних комиссий;

7.6 обеспечить участие своих представителей в составе региональных конкурсных комиссий и экспертных рабочих групп, формируемых Минздравсоцразвития России и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с условиями и порядком организации и проведения Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».

8. Территориальным объединениям организаций профсоюзов, секретарям ФНПР, представителям ФНПР в федеральных округах:

8.1 во взаимодействии с Департаментом социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР организовать проведение мероприятий в рамках подготовки к международной конференции высокого уровня по достойному труду;

8.2 обеспечить информирование организаций, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования об условиях и порядке проведения Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»;

8.3 оказывать содействие организации в субъектах Российской Федерации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»;

8.4 содействовать освещению проведения регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» и распространению достижений участников конкурса.

9. Департаменту социально-трудовых отношений Аппарата ФНПР:

9.1 продолжить работу по обобщению результатов мониторинга социально-экономических последствий отмены Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года №76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера»;

9.2 продолжить работу по анализу международной практики участия работников в управлении организациями;

9.3 обобщать информацию территориальных объединений организаций профсоюзов о практике работы региональных трёхсторонних комиссий в целях распространения передового опыта.