Отправка трудовой книжки работнику экспресс-почтой
Работник в день увольнения отсутствовал на работе и просит выслать ему трудовую книжку конкретной экспресс-почтой (Pony Express). Может ли работодатель отказаться отправлять документ таким образом и отправить его Почтой России? Кто будет нести ответственность в случае утраты трудовой книжки?
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя и произвести с ним расчет (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).
В случае если в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
По письменному обращению работника, не получившего трудовой книжки после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника (ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ, п. 36 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).
Трудовое законодательство, предоставляя работодателю возможность с согласия работника направить его трудовую книжку по почте, не предусматривают право работника требовать осуществить данное действие через конкретное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.
Так как трудовое законодательство не раскрывает понятия "почта", работодатель при наличии согласия работника вправе направить его трудовую книжку через любого оператора почтовой связи, под которым понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на оказание услуг почтовой связи на основании лицензии в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (ст. ст. 2, 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").
Ответственность в случае утраты почтового отправления лежит на операторе почтовой связи, за исключением случаев, когда будет доказано, что это произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления (ст. 34 Закона N 176-ФЗ).
При утрате трудовой книжки работнику необходимо немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы, который выдаст ему дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи заявления (п. 31 Правил N 225).
Также отметим, что пересылать трудовые книжки за границу неправомерно (ст. 3 Закона СССР от 24.06.1991 N 2261-1 "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу", Письмо Минтруда России от 17.09.2019 N 19-1/ООГ-210).
Отметим, что в 2020 г. осуществляется переход на ведение сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде (электронные трудовые книжки). По 31.10.2020 включительно работодатели уведомляют работников о праве отказаться от ведения трудовой книжки в бумажном виде. Соответствующее заявление работники представляют до 2021 г. (ст. 66.1 ТК РФ, п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.06.2020 N 887).
Если работник откажется от ведения трудовой книжки в бумажном виде, то при увольнении ему будут предоставлены указанные сведения о трудовой деятельности у данного работодателя (ч. 5 ст. 66.1, ч. 4, 6 ст. 84.1 ТК РФ). Задержка предоставления сведений о трудовой деятельности также повлечет обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб (абз. 4 ст. 234 ТК РФ).