В соответствии с ч. 1 ст. 325 ТК РФ, “лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг”. При этом по ч. 8 этой же статьи “размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления; у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами”. Итак, если с оплатой проезда для работников организаций, финансируемых из бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, все понятно, то с таковой для работников компаний небюджетной сферы - не совсем. Попробуем разобраться. ПОЗИЦИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ Исходя из смысла ч. 8 ст. 325 ТК РФ, работодатель на предприятии, не относящемся к бюджетной сфере, изначально стоит такой позиции: данная норма наделяет его правом устанавливать произвольные сроки и размер таких выплат. Например, что работник имеет право на оплачиваемый проезд к месту проведения отпуска и обратно раз в восемь лет, при этом размер компенсации проезда составляет 1000 рублей. Кроме того, работодатель часто считает, что если коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором не установлены размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно, то, соответственно, он вообще вправе не производить данные выплаты. Насколько такая позиция законна и обоснованна? ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН Чтобы разобраться в данном вопросе, проведем анализ некоторых норм ТК РФ и иных нормативных правовых актов. Итак, согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, по ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется, помимо ТК РФ, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ, “коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права”. Исходя из вышеприведенных норм, если существует какой-либо нормативный правовой акт, регулирующий вопрос оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно, то он должен применяться. И такой нормативный правовой акт есть. В соответствии с п. 39 приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 “Об утверждении инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами” (далее - Инструкция), “в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, трудящимся один раз в два года оплачивается стоимость проезда к месту отдыха и обратно (...) Оплата проезда работников и членов их семей производится соответствующими предприятиями, организациями и учреждениями в зависимости от фактического использования проезда видами транспорта”. В соответствии со ст. 423 ТК РФ, “впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ТК, законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 “О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств”, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ”. Поскольку сегодня указанная Инструкция не отменена и действует, то данный нормативный акт применяется в части, не противоречащей ТК РФ. СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ СМОТРИТЕ В РЗДЕЛЕ "СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА"