Информация Федерации профсоюзов Камчатки по вопросу вопросу повестки дня «О состоянии платежеспособности населения в Камчатском крае»

Опубликовано: 25.04.2024

Размер файла: 889 Кб

Скачать

к вопросу 2

 

 

Информация стороны профсоюзов

по второму вопросу повестки дня

 «О состоянии платежеспособности населения

в Камчатском крае»

 

 

Федерация профсоюзов Камчатки систематически проводит анализ платежеспособности населения, уровня жизни и других социально - значимых показателей Камчатского края. В качестве критериев используются денежные доходы населения, складывающиеся из заработной платы, пенсий, пособий. Рассматривается динамика изменения заработной платы, пенсий, уровень прожиточного минимума, соотношение его с минимальной заработной платой, действующей в Камчатском крае, уровня безработицы и задолженности по заработной плате. 

 

 

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ (ПМ)

 

 

Прожиточный минимум является одним из основных показателей, в соответствии с которым рассчитываются жилищные субсидии для населения, производится начисление пособий малообеспеченным категориям граждан, пособий по безработице и отражает стоимостную оценку потребительской корзины. Отметим, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в Камчатском крае была утверждена в 2013 году и до настоящего времени не пересматривалась.

 

По мнению Федерации профсоюзов Камчатки, утвержденная продовольственная корзина представляет собой образец дешевого питания, оно не может считаться абсолютно здоровым и качественным. Потребительская корзина имеет недостаточный набор товаров и услуг и не в состоянии обеспечить полноценную жизнедеятельность работника. Очевидно, что труд в Камчатском крае, как в районе Крайнего Севера, связан с высокой физической активностью, и соответственно, повышенными энергетическими затратами.

 

Постановлением Правительства Камчатского края от 12.07.2016 № 258-п была установлена величина прожиточного минимума в Камчатском крае на II квартал 2016 года в следующих размерах:

 

для трудоспособного гражданина - 19965 рублей,

 

в среднем на душу населения – 19192 рублей,

 

для пенсионеров – 15239 рублей,

 

для детей – 20641 рублей.

 

Отметим, что официальный ПМ рассчитывается раз в квартал, то есть, цены на товары и услуги учитываются за предыдущие три месяца (апрель - июнь 2016 года) без учета фактического удорожания в текущем периоде.

Официальный размер прожиточного минимума трудоспособного населения

в Камчатском крае за период

1 января 2016 года (IVквартал 2015г.) – 26 сентября 2016 года (II квартал 2016 г.)

 

 

Рост официального прожиточного минимума для трудоспособного гражданина в сравнении с данными на 1 января 2016 года составил 4,1 % или 792 рубля.

Федерация профсоюзов Камчатки разработала минимальную потребительскую корзину, основанную на минимальных потребностях человека в современных условиях жизни в Камчатском крае. Расчеты профсоюзного прожиточного минимума для жителей Камчатского края на основе реальной потребительской корзины производятся ежемесячно. Данное положение закреплено Постановлением Президиума Федерации профсоюзов Камчатки № 28-4 от 11.12.2008 г.

По расчетам Федерации профсоюзов Камчатки реальный прожиточный минимум в Камчатском крае по состоянию на 26 сентября 2016 года составляет 29307,16   рублей.

За текущий год (1 января 2016 – 15 сентября 2016) прожиточный минимум Федерации профсоюзов Камчатки увеличился на 7,7 % или на 2 100,05 рублей.

 

Соотношение величины официального прожиточного минимума и ПМ,

рассчитанного по методике Федерации профсоюзов Камчатки за период

1 января 2016 года (IVквартал 2015г.) – 26 сентября 2016 года (II квартал 2016 г.)

 

По состоянию на 15 сентября 2016 года разница между величиной официального прожиточного минимума трудоспособного человека, рассчитанного Правительством Камчатского края, и прожиточного минимума, рассчитанного по методике Федерации профсоюзов Камчатки, составляет 9342,16 рубля, или 46,8 %. Стоит отметить, что в сентябре 2015 года разница данных показателей составляла 42,0 %.

Федерация профсоюзов Камчатки считает, что в условиях экономической нестабильности, роста цен на продукты питания и товары первой необходимости в Камчатском крае,  официальное повышение прожиточного минимума в Камчатском крае  на 4,1% является необъективным.

Снижается количество продуктов, которые возможно приобрести на установленный Правительством прожиточный минимум трудоспособного человека, что отражено в таблице:

 

Динамика платежеспособности населения относительно прожиточного

минимума трудоспособного населения в г. Петропавловске-Камчатском

за период сентябрь 2015 г.- сентябрь 2016 г.

 

Количество продуктов, которые возможно приобрести на установленный Правительством прожиточный минимум 15.09.2015 (кг)

Наименование продуктов

Количество продуктов, которые возможно приобрести на установленный Правительством прожиточный минимум 15.09.2016 (кг)

259,82

Рис

256,95

269,11

Гречка

204,98

340,78

Овощи и бахчевые (свекла)

277,29

96,17

Чеснок

63,26

41,56

Мясопродукты (колбаса вареная)

35,92

35,84

колбаса полукопченая

32,30

44,72

сосиски, сардельки

40,45

233,39

Яйца

219,40

51,54

Масла (масло сливочное)

47,54

133,41

маргарин

110,61

241,17

масло растительное

180,35

 

С 1 июля 2016 года в Камчатском крае в соответствии с федеральным законодательством установлены новые тарифы на все коммунальные услуги, а также введены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению. Рост тарифов на Камчатке, как сообщает Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края составляет 6,5% и является одним из самых высоких среди регионов Дальнего Востока.

 

Стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства за период 2014 г. – 2016 г.

 

Вид услуги

нормативы потребления коммунальных услуг

2014 год

(с 01.07.2014)

2015 год

(с 01.07.2015)

2016 год

(с 01.07.2016)

тарифы на коммунальные услуги

Отопление

0,0171

4 008,36

4 340,00

4 570,00

ГВС

3,786

324,26

349,72

367,27

ХВС

4,551

45,52

49,35

50,70

Электроэнергия

96,75

4,00

4,30

4,68

 

В процессе анализа и сравнения цен на основные продукты питания, отражающие содержание минимальной потребительской корзины в Камчатском крае, отмечается рост стоимости мясной и молочной продукции, бакалеи, рыбной продукции, кондитерский изделий и др. Необходимо отметить рост цены на гречневую крупу. Несмотря на хороший зерновой урожай в 2016 году и снижение ее стоимости по России в целом, в Камчатском крае за год ее стоимость увеличилась на 40 % (сентябрь 2015 г. – 69,9 рублей, сентябрь 2016 г. – 97,4 рублей).

  Впервые за последнее три года отмечаются позитивные тенденции по стабилизации и снижению цен по ряду позиций на товары первой необходимости, в первую очередь продовольственных. Более того, в летний период отмечается незначительное снижение цен на картофель, морковь, лук и другие овощи. Но это вполне традиционное сезонное падение цен на овощи. При этом, сравнивая стоимость овощей и фруктов с их стоимостью в 2015 году, то рост цены очевиден, что отражено в таблице. Федерация профсоюзов Камчатки предполагает, что цена на овощи традиционно поднимется к октябрю – ноябрю 2016 года.

Динамика цен г. Петропавловска-Камчатского

за период сентябрь 2015 г. - сентябрь 2016 г.

 

Наименование продуктов

15.09.2015 (руб.)

15.01.2016 (руб.)

15.09.2016 (руб.)

хлебобулочные изделия

47,5

48

50

макаронные изделия

75

76,2

88,6

бобовые(горох)

60

68,5

75

рис

72,4

74,7

77,7

гречка

69,9

75,7

97,4

Картофель

60

39,6

62,4

свекла

55,2

36

65

морковь

86,5

67,5

93,6

чеснок

195,6

264

315,6

капуста

50,4

49,2

52,8

лимон

226,6

185,9

229,9

яблоки

201,6

201,6

216

груши

216,2

189,9

220,99

конфеты 

185

250

350

колбаса вареная

452,6

529

555,8

колбаса полукопченая

524,8

537

618,2

сосиски, сардельки

420,6

430,3

493,6

птица здоровая ферма

208,2

208,2

213,9

говядина

386

390

448,4

печень

186

190

208

Молоко

67,7

67,7

68,3

кефир

173,75

178,25

189

сметана

358

358

362

творог

393,6

418,2

433,5

масло сливочное

365

365

420

маргарин

141

141

180,5

масло растительное

78

90,3

110,7

Вызывает недоумение, что стоимость камчатских овощей значительно выше тех, что привезены с приморья или Китая.  Так, например, стоимость свеклы местного производителя составляет 72 рубля, привезенного вдвое меньше – 34,8 рублей.  Уже привычна цена камчатских помидоров на продуктовом рынке. Так, стоимость помидоров привезенных с Китая или Приморья, в которых включена доставка, составляет 162 рубля, камчатского производителя – 475,2 рубля.

По подсчетам Федерации профсоюзов Камчатки с 1 января 2016 года цены на продукты питания и товары первой необходимости увеличились в среднем на 12,8 %. А на отдельную группу продовольственных товаров на 30-50 % (картофель – 57 %,  морковь и лук – 35 %, рыбопродукция – 40 %).

По данным Камчатстата цены на непродовольственные товары в июле 2016 года по сравнению с началом года увеличились на 8,3 %.

Таким образом, увеличение величины официального прожиточного минимума показывает серьезное отставание как от уровня общей инфляции, так и, потребительской инфляции в Камчатском крае.Федерация профсоюзов Камчатки считает, что при установлении величины прожиточного минимума, Правительство Камчатского края не учитывает ни реальное падение платежеспособности, ни повышение цен на услуги жилищно - коммунального хозяйства, ни увеличение стоимости продуктов питания и товаров первой необходимости.

   Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, по Камчатскому краю в июле 2016 года составила 6453,17 рубля. По расчетам Федерации профсоюзов Камчатки данный показатель почти вдвое больше и составляет 12593,37 рублей.

При этом не все работодатели обеспечивают заработную плату на уровне официального прожиточного минимума трудоспособного человека в Камчатском края, тем самым не позволяя работнику приобрести официальную потребительскую корзину. По данным Отделения Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю по итогам I квартала 2016 года почти четверть (1215) предприятий и организаций Камчатского края выплачивают среднюю заработную плату в размере ниже официального прожиточного минимума трудоспособного человека в Камчатском крае. Данный показатель ежегодно снижается.

 

 

 

По данным Камчатстата 19,2 тысяч человек получают среднюю заработную плату в размере ниже официального прожиточного минимума трудоспособного человека в Камчатском крае.  Данный показатель ежегодно увеличивается.

 

 

Количество работников, получающих заработную плату ниже минимума, растет, при том, что количество работодателей снижается. По мнению Федерации профсоюзов Камчатки на лицо либо некорректная подготовка отчетов Пенсионного Фонда, либо «серую» схему заработной платы используют более крупные предприятия с большим количеством работников, чтобы получить незаконные конкурентные преимущества. «Серая» зарплата - это удар по будущим пенсионерам, а также колоссальный удар по бюджету Камчатского края, и, как следствие, Федеральному бюджету.

  Проанализировав социально – экономические показатели в Камчатском крае, можно сделать вывод, что платежеспособность населения Камчатского края значительно снижается, сокращено финансирование отраслей социальной сферы, отменена индексация фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, понижены целевые показатели роста заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы. При этом цены на продукты питания увеличились в среднем на 12,88 %, стоимость коммунальных платежей возросла на 6,5 %, официальный прожиточный минимум не отражает действительной ситуации в Камчатском крае. Если год назад, условно говоря, можно было купить на официальный  прожиточный минимум 9 килограмм гречки, то сегодня – 6,5 кг. Цены выросли, а зарплата осталась на прежнем уровне. При этом, по данным Камчатстата индекс потребительской инфляции (декабрь 2015 г. – август 2016 г.) составил 4,1%.

 

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

 

В соответствии с заключенным 29 декабря 2015 года региональным Соглашением «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2016 год минимальная заработная плата устанавливается в следующих размерах:

  С 01 июля 2016 года в Камчатском крае 16 910 рублей,

  справочно: с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. – 15 800 рублей, с 01.01.2016 г. по 31.06.2016 г. – 16 435 рублей.

  С 01 июля 2016 года в Корякском округе 18 210 рублей,

  справочно: с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. – 17 015 рублей, с 01.01.2016 г. по 31.06.2016 г. – 17 970  рублей.

  С 01 июля 2016 года в Алеутском муниципальном районе 19 510 рублей.

  справочно: с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. – 18 230 рублей, с 01.01.2016г. по 31.06.2016г. – 18 960  рублей.

 

Размер минимальной заработной платы в Камчатском крае за 2012-2016 года

 

 

Заметим, что по данным Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю, среднемесячная начисленная заработная плата за год увеличилась на 6,4% (июнь 2015г. – 57 807 рублей) и по состоянию на 1 июня 2016г. составляет 61531,0 рубля. При этом, даже если руководствоваться официальными данными, то наблюдается снижение платежеспособности населения относительно средней заработной платы, что отражено в таблице:

 

Динамика платежеспособности населения относительно среднемесячной начисленной заработной платы в Камчатском крае

за период сентябрь 2015 г.- сентябрь 2016 г.

 

Количество продуктов, которые возможно приобрести среднемесячную заработную плату 15.09.2015 (кг)

Наименование продуктов

Количество продуктов, которые возможно приобрести среднемесячную заработную плату 15.09.2016 (кг)

770,76

Макаронные изделия

694,48

963,45

Бобовые(горох)

820,41

827,00

Гречка

631,74

1047,23

Овощи и бахчевые (свекла)

854,60

668,29

Морковь

657,38

295,54

Чеснок

194,97

312,47

Конфеты

175,80

127,72

Мясопродукты (колбаса вареная)

110,71

110,15

Колбаса полукопченая

99,53

137,44

Сосиски, сардельки

124,66

149,76

Говядина

137,22

310,79

Печень

295,82

332,70

Кефир

325,56

146,87

Творог

141,94

717,21

Яйца

676,16

158,38

Масла (масло сливочное)

146,50

409,98

Маргарин

340,89

741,12

Масло растительное

555,84

963,45

Прочие продукты, в т.ч.: соки

918,37

344,50

Майонез

284,87

 

Покупательская способность снижается. Если в сентябре 2015 года на 57 807 рублей (средняя заработная плата в Камчатском крае сентябрь 2015 г.) возможно было приобрести 14 десятков яиц, то в сентябре 2016 года на 61 531,0 – 12.

Федерация профсоюзов Камчатки считает, что статистические данные о средней заработной плате в Камчатском крае не дают объективной картины платежеспособности работников в связи с существенным разрывом между заработной платой руководящего состава и низкоквалифицированных работников организаций, в ряде бюджетных организаций такой разрыв достигает более десяти раз. Существует значительная разница в заработной плате работников в зависимости от вида экономической деятельности. По мнению Федерации профсоюзов Камчатки при расчете средней заработной платы в Камчатском крае необходимо руководствоваться модальным и медианным значением заработной платы. При таком расчете учитывается категории работников, объем работы, квалификация и специальность, что позволяет рассчитать реальный уровень заработной платы и дать объективную оценку платежеспособности населения.

Если соотнести инфляцию с зарплатой работников, можно сделать вывод, что реальная заработная плата становиться ниже. Кроме того, она фактически выплачивается за большие перегрузки, зачастую даже более полутора ставок. По данным Камчатстата, реальные располагаемые денежные доходы населения (июль 2016 г. к июлю 2015 г.) снизились на 12,6%.

Минимальная заработная плата в Камчатском крае в 3,5 раза ниже, чем показатель средней заработной платы. Разница составляет 44 621 рублей.

Разница между действующим размером минимальной заработной платой в Камчатском крае (16 910 рублей) и прожиточным минимум трудоспособного гражданина (II квартал 2016 г. – 19965  рублей) составляет 3055 рублей. Минимальная заработная плата составляет 84,7% от прожиточного минимума трудоспособного гражданина. При этом при подписании Сторонами социального партнерства регионального Соглашения «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2015, а также 2016 год было принято решение о поэтапном максимальном приближении минимальной заработной платы к уровню официального прожиточного минимума трудоспособного человека в Камчатском крае, соответственно, не должно происходить снижение ниже зафиксированного на 1 января 2015 года показателя, равного 95 %.

Сравнивая   действующую величину минимальной заработной платы в Камчатском крае (16910 рублей) с прожиточным минимумом Федерации профсоюзов Камчатки (сентябрь 2016 г. – 29307,16 рублей), разница составляет 12397,16 рублей. Минимальная заработная плата составляет 57,7 %  

 

 

Отношение официального прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМ), прожиточного минимума, рассчитанного Федерацией профсоюзов Камчатки (ПМ ФПК) и минимальной заработной платы (МЗП) в Камчатском крае за 2014-2016 года

 

 

 

 

По данным Отделения ПФР по Камчатскому краю, не все работодатели соблюдают Соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае, нарушая принципы социального партнерства. Так, количество работодателей, выплачивающих заработную плату ниже размера минимальной заработной платы в Камчатском крае, за I квартал 2015 года составляет 957 человек.

 

 

Количество работодателей, выплачивающих заработную плату ниже  размера минимальной заработной платы в Камчатском крае

 

 

С 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда в России повысился на 21% с 6 204 руб. до 7 500  руб.         

  Федерация профсоюзов Камчатки считает, что на региональном уровне повышение минимальной заработной платы должно быть не ниже того, которое произошло на федеральном уровне с 01 июля 2016 года. Начиная с апреля 2016 года, профсоюзы заявили о необходимости увеличить размер минимальной заработной платы в Камчатском крае и установить в размере не менее: 19 500 рублей (МРОТ 7 500 рублей х 2,6 (районный и северный коэффициенты) = 19 500 рублей). Однако Правительство Камчатского края, совместно с объединением работодателей отказали в возможности заключения соглашения о внесении изменений в действующее Соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2016 год с установлением в нем размера МЗП в сумме 19 500 рублей.  Данный отказ был мотивирован сложной социально – экономической ситуацией,  как в стране, так и в Камчатском крае, недостаточностью средств в бюджете  и кризисными явлениями в экономике.

Позиция Федерации профсоюзов Камчатки остается неизменной: минимальная заработная плата в Камчатском края не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного гражданина в Камчатском крае.

По – прежнему на высоком уровне остается количество работодателей, выплачивающих заработную плату ниже размера минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в Камчатском крае хоть и поднимался за 2016 год 2 раза,  но увеличился всего на 7 %, несмотря на то, что официальный размер индекса потребительских цен (инфляции) в Камчатском крае по итогам 2015 года составил 12,6 %. По мнению Федерации профсоюзов Камчатки, заработная плата по-прежнему не выполняет своей главной функции – воспроизводственной.

 

 

 

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

 

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю по состоянию на 1 сентября 2016 года просроченная задолженность по выплате заработной платы в организациях всех форм собственности Камчатского края составляет 69 982 тыс. рублей.  За 2 месяца данный показатель увеличился более, чем в 7 раз и является самым высоким за 2015 – 2016 года.

 

 

Сумма задолженности по выплате заработной платы

       за период сентябрь 2015 г. – сентябрь 2016 г. (тыс. руб.)

 

 

 

  Также увеличивается и количество работников, перед которыми организации имеют задолженности по заработной плате. По данным на 1 сентября 2016 года их количество составляет 665 человек:

 

 

Количество работников, перед которыми организации имеют задолженности

по заработной плате в Камчатском крае за 2016 год

 

 

 

В настоящее время задолженность по заработной плате имеется в Петропавловск-Камчатском городском округе, Елизовском районе, Усть-Камчатском и Усть – Большерецком муниципальных районах  Камчатского края у 6 предприятий.  Новая задолженность появилась в Олюторском муниципальном районе на предприятии ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство с. Тиличики» в размере 24 862 перед 218 работниками по причине отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней.

По состоянию на 1 сентября 2016 года продолжает увеличиваться задолженность у ОАО «Камчатавтодор» перед 133 работниками. На 4 296 тыс. рублей вновь увеличилась задолженность по заработной плате в СУ № 707 ФГУП ГУСС «Дальспецстрой», при этом количество работников имеющих задолженность снизилась. У ФГУП «Октябрьское» задолженность сохраняется на прежнем уровне. В МУП «КХ Апачинское сельское поселение» снизилась втрое, но на 3 работника, не получивших заработную плату стало больше. Незначительно снизилась задолженность у ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт».            Основная причина в подавляющем большинстве случаев задолженности перед работниками – отсутствие собственных средств. Федерация профсоюзов Камчатки считает необходимым ужесточить персональную ответственность руководителей предприятий, что повысит эффективность работы по погашению задолженности.

Серьезной проблемой в Камчатском крае по – прежнему остается латентная задолженность. Широко распространена практика несвоевременного предоставления или непредоставления  сведений в Росстат о предприятии,  таким образом, значительная часть задолженности не учитывается ни в одном официальном документе,  тем самым искажая общую картину задолженности по заработной плате в Камчатском крае. По данным Министерства социального развития и труда Камчатского края, латентная задолженность по состоянию на 25 августа 2016 года составляет более 137 миллионов рублей.

По мнению Федерации профсоюзов Камчатки, одной из проблем непогашения задолженности по заработной плате является отсутствие на предприятиях первичных профсоюзных организаций. Так, в организациях, где имеются первичные профсоюзные организации, проблем, связанных с задолженность заработной платы,  выплатой с «серой» заработной платой работникам,  нелегальным заемным трудом, оплатой труда в размере меньше величины минимальной заработной платы в Камчатском крае не выявлено. Рост задолженности по заработной плате в Камчатском крае, отсутствие денежных средств на предприятиях свидетельствует о снижении платежеспособности населения и возможности работника к элементарному воспроизводству трудовых ресурсов.

 

 

 

БЕЗРАБОТИЦА

 

 

В течение 2016 года в органы государственной службы занятости населения Камчатского края за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы обратились 9645 человек. Из числа обратившихся граждан статус безработного получили 4182 человека, что превышает аналогичный показатель 2015 года на 10,1%.

Так, по данным Камчатстата за год в Камчатском крае численность населения снизилась на 1153 человек, при этом безработных стало больше.

По состоянию на 7 сентября 2016 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, с марта 2016 года ежемесячно снижается и составляет 2387  человек.

 

 

 

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах

государственной службы занятости населения за 2016 г. (чел.)

 

Снижение безработицы в Камчатском крае в летний период вполне объясняется началом лососевой путины в Камчатском крае, когда образуют много временных рабочих мест. По данным Федерации профсоюзов Камчатки после окончания сезонных работ численность безработных граждан увеличится в 1,5 – 2 раза.

По данным мониторинга об увольнении работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников с начала 2016 года численность уволенных работников составила 1324 человека, из них трудоустроено 293 человека. Численность работников, предполагаемых к увольнению, – 922 человека, в режиме неполного рабочего времени работают 59 человек.

Необходимо отметить, что показатель численности безработицы, предоставляемый органами государственной службы занятости населения, по мнению профсоюзов, не отражает действительной ситуации, сложившейся в Камчатском крае. Подсчет зарегистрированных безработных не совсем объективно показывает реальную ситуацию, ведь не все потерявшие работу граждане обращаются в службу занятости. Не попадают в статистику также и граждане, которые формально не имеют никакой работы, но при этом могут заключать красткосрочные договоры с предприятиями и таким образом получают некоторый доход.

 

На уровне 2009 года остается величина пособия по безработице, количество безработных в Камчатском крае составляет 4182, количество уволенных – 1 324 человека, что выше аналогичного показателя 2015 года на 5,4%, количество предполагаемых к увольнению 992 человека. Количество безработных продолжает стремительно расти, а значит, модернизации и расширения предприятий не происходит, что свидетельствует о возможности дальнейших сокращений заработной платы или «оптимизации» штата. По мнению Федерации профсоюзов Камчатки, главная проблема заключается в том, что уволенным не удаётся найти новую работу – подавляющее большинство безработных долгое время пытаются заново трудоустроиться. Очевидно, что если уровень безработицы продолжит расти, то платежеспособность населения продолжит снижаться.

 

 

 

ПЕНСИИ

 

 

В 2016 году были внесены изменения в пенсионное законодательство, согласно которых работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.

Несмотря на проведенную в феврале индексацию, размер средней страховой пенсии снизился и по данным Отделения Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю средний размер страховой пенсии по итогам II квартала 2016 года составляет 19 626,23 рублей, что на 64,23 рубля меньше, чем в I квартале 2016 года.

 

Также в 2016 году впервые не были проиндексированы пенсии работающим пенсионерам, также Правительство Камчатского края сообщает, что и в 2017 году работающим пенсионерам размер пенсии индексироваться не будет.

Средний размер страховой пенсии в Камчатском крае по состоянию на 15 сентября 2016 года составляет 98,3% от официального прожиточного минимума трудоспособного человека в Камчатском крае (19 965 рубля), разница данных показателей составляет  -338,77 рублей. 

Сравнивая средний размер страховой пенсии с прожиточным минимумом Федерации профсоюзов Камчатки (15 сентября 2016 г. – 29307,16  рублей), трудовая пенсия составляет всего 66,9%, разница ежемесячно увеличивается и составляет 9 680,93 рублей.

Официальный размер прожиточного минимума пенсионера в Камчатском крае во II квартале 2016 года составляет 15 239 рублей.

Сравнивая средний размер страховой пенсии в Камчатском крае с официальным прожиточным минимумом пенсионера, отметим, что размер трудовой пенсии выше на 4387,23 рублей и составляет 128,8 %.

 Все виды пенсий, выплачиваемых ПФР, ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.

 

Размер индексации страховой и социальной пенсий за период 2010 – 2016 года

 

 Наименование

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Страховая пенсия

6,3%

8,8%

10,65%

10,12%

8,31%

 11,4%

4%

Социальные пенсии

12,51%

10,27%

14,1%

1,81%

17,1%

 10,3%

4%

 

Напомним, что официальная инфляция в России по итогам 2015 года составляет 12,6 %. Отметим, что повышение размера пенсий составляет 4 %, что более чем в 3 раза меньше, чем действующая инфляция. По мнению Федерации профсоюзов Камчатки, такое повышение не отражает действительности и не позволяет пенсионерам осуществлять выплаты за коммунальные платежи, приобретать продукты питания и товары первой необходимости.

 

 

 

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

 

Предприятия, допускающие задолженность по выплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, существенно нарушают права работников и государства. Фактически работающие граждане могут недополучить пенсию, либо ее уровень будет существенно снижен, а руководствуясь новой пенсионной реформой вообще остаться без пенсии.

  В целом по Камчатскому краю по состоянию на 01.08.2016 недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 1 519 778,20 тыс. руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 305 169,2 тыс. руб., по дополнительному тарифу в соответствии с частями 1 и 2 статьи 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ – 25 233,4 тыс. рублей.

 

 

Сумма задолженности на обязательное

пенсионное страхование, тыс. руб.

 

 

За 2016 год сумма задолженности на обязательное пенсионное страхование увеличилась на 12,6 % или 170 541,1 рубль, что свидетельствует об отсутствии денежных средств у предприятий на покрытие долгов и выплату страховых взносов.  Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование имеется у 201 предприятия и организации в Камчатском крае, хотя по состоянию на 1 января 2016 года их количество было на 21% меньше.

 

 

 

Таким образом:

  1. 1.                 Платежеспособность населения Камчатского края продолжает снижаться. Но стоит отметить, что по сравнению с 2015 годом темпы снижения замедлились. Впервые за последнее два года отмечаются позитивные тенденции по стабилизации и снижению цен по ряду позиций на товары первой необходимости.
  2. 2.                 Федерация профсоюзов Камчатки считает, что действия ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба), а также иных государственных органов по регулированию уровня цен в Камчатском крае нельзя признать удовлетворительной. По подсчетам Федерации профсоюзов Камчатки с 1 января 2016 года цены на продукты питания и товары первой необходимости увеличились в среднем на 12,8 %, рост тарифов на все коммунальные услуги составляет 6,5 %, что является одним из самых высоких среди регионов Дальнего Востока. Федерация профсоюзов Камчатки считает недостаточными усилия бизнес – сообщества по сдерживанию роста цен на продукты питания и товары первой необходимости.
  3. 3.                 Прожиточный минимум трудоспособного гражданина в Камчатском крае по-прежнему не может обеспечить минимальных потребностей человека, а, соответственно, служить достаточным критерием платежеспособности населения.
  4. 4.                 Минимальная заработная плата в Камчатском крае не только продолжает оставаться ниже величины прожиточного минимума трудоспособного гражданина, но и не соответствует требованию законодательства (Минимальная заработная плата ниже уровня, установленного законодательством: 19 500 рублей (МРОТ 7 500 рублей х 2,6 (районный и северный коэффициенты) = 19 500 рублей). В настоящее время размер минимальной заработной платы в Камчатском крае составляет 16 910 рублей, что создает возможность судебного оспаривания действий работодателей.
  5. 5.                 Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 12,6 %, реальная заработная плата падает, при этом, официальный размер средней заработной платы в Камчатском крае увеличивается. По мнению Федерации профсоюзов Камчатки расчет средней заработной платы имеет завышенные параметры и не отражает реальное состояние платежеспособности населения. Необходимо переходить на новые принципы расчета модальным и медианным значением заработной платы. При таком расчете учитывается категории работников, объем работы, квалификация и специальность, что позволяет рассчитать реальный уровень заработной платы и дать объективную оценку платежеспособности населения.
  6. 6.                 Просроченная задолженность по выплате заработной платы составляет 69 982 тыс. рублей.  За 2 месяца данный показатель увеличился более, чем в 7 раз и является самым высоким за 2015 – 2016 годы. Негативные процессы роста задолженности по заработной плате создают угрозу социальной стабильности. По мнению Федерации профсоюзов Камчатки необходимо усилить работу межведомственных комиссий, рабочих групп по вопросам обеспечения своевременной выплаты заработной платы, снижения неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы, а также ужесточить персональную ответственность руководителей предприятий, что повысит эффективность работы по погашению задолженности.