Подготовка профсоюзных преподавателей

Опубликовано: 18.04.2024

Размер файла: 55 Кб

Скачать

ПОДГОТОВКА ПРОФСОЮЗНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ. ПРИМЕРЫ

 

1. Планирование конкретного семинара

Если вам предстоит составить план конкретного семинара, занятия, заседания, то рекоменду­ется в ходе подготовки учесть как можно большее количество факторов, способных повлиять на учебный процесс. Существует два вида планирования:

• схематичное

• детальное

2.  Схематичное планирование

Схематичное планирование - это, прежде всего, сбор идей и информа­ция обо всех факторах, влияющих на семинар.  Этот процесс можно систе­матизировать посредством следую­щих вопросов:

  • КТО
  • ЧЕМУ
  • ПОЧЕМУ
  • ЗАЧЕМ
  • КОГДА
  • ГДЕ

С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО и КАК должен научиться?

 Для детальной обработки эти вопро­сы можно конкретизировать следую­щим образом:

Кто: Кто принимает участие в семи­наре? Какой информацией об участни­ках вы располагаете (возраст, долж­ность, регион). Чего ждут участники от семинара?

Что: Что значит данная тема семи­нара?

Представления участников семинара об этой теме?  Их отношение к теме?

 Почему: Почему профсоюз выбрал эту тему? Связь с общими задачами профсоюзной политики?

 Зачем: Какое значение имеет тема семинара для практической работы уча­стников? Для чего им нужна эта тема?

Когда: Когда состоится семинар? Имеет ли какое-то особое значение вре­мя проведения семинара для вас и для участников?

Где: Где состоится семинар? Знако­мо ли участникам место проведения се­минара? Как выглядит помещение, в котором будет проводиться семинар?  Можете ли вы изменить внешний вид помещения?

С помощью чего: Какие учебные материалы у вас есть? Какие нужно подготовить?

Как: Какие методы вы будете ис­пользовать в вашей работе? Будете ли вы вести семинар один или в команде?

 Это лишь некоторые вопросы Вы без труда можете продолжить этот список. Занимаясь этими вопросами, вы прак­тически начинаете разрабатывать кон­кретную программу семинара.

На каждый вопрос можно давать ответ, исходя из двух точек зрения:

Точка зрения участников семинара:  Попробуйте войти в роль участников семинара и ответить на эти вопросы.  Ка­кие чувства вы испытываете при этом?

 Точка зрения руководителя се­минара: Ваше собственное отношение к этим вопросам? Какие чувства они вы­зывают у вас?

Пример:

Тема семинара может быть новой для участников. Вам же она очень хоро­шо знакома. Или же, тема нова как для вас, так и для участников семинара. Возможны различные сочетания, и каж­дое из них особым образом отразится на развитии учебного процесса.

Определить основную и промежуточные цели обучения, составить план по дням.

Необходимо определить основную цель вашего семинара, своего рода главную мысль этого семинара, которая должна содержать ответы на следующие вопросы:

• Учебные цели всего семинара? Че­му должны научиться участники? С чем они должны уехать с семинара?

• Заголовки для каждого семинар­ского дня? Деление семинарских дней по темам?

• Основные методы, которые вы со­бираетесь использовать?

• Какой учебный материал вы соби­раетесь использовать?

Работа над этими вопросами покажет вам, как далеко вы продвинулись в схе­матическом планировании вашего семи­нара, и пора ли уже приступать к детальному планированию.

3. Детальное планирование семинара.

Разработка занятий семинара

Когда у вас готов схематический план семинара, можно приступать к его де­тальной разработке. Работу над отдельными частями семинара (занятиями) можно вести по следующей схеме:

Тема: Название темы этой части?

Учебная цель: Цель, преследуемая этой частью семинара? Задание: Какое задание вы дадите участникам?

Метод: Какие методы вы дадите участникам?

Учебный материал: Какой учебный собираетесь применять?

Время: Сколько времени длится это занятие?

Чем конкретнее вы хотите планиро­вать, тем точнее должны быть ваши ответы на эти вопросы. Речь идет о том, чтобы детально сформулировать темы и учебные цели, а также выбрать методы, определив их временные параметры.

4. Структура семинарского занятия

Каждое занятие имеет свою структу­ру. Эта структура характеризуется сле­дующими фазами:

Подход к теме: Необходимо подогреть интерес участников к теме, ввести их в тему.

Цель занятия: Какую цель преследу­ет это занятие?

Метод: Каким методом?

Задание: Дать задание, способствую­щее достижению цели.

Работа над темой: Участники долж­ны самостоятельно работать над темой.

Обсуждение и анализ: Обсудить ре­зультаты работы, проанализировать и сделать выводы.

5. Переходы между занятиями

Логичный переход от одного занятия к другому - забота тренера. Участники не должны терять из вида основную цель семинара, т.е. тренер должен показать связь каждого занятия с главной темой семинара. Когда составлен детальный план семинара, то подготовку­ можно считать законченной. Можно начинать семинар.

Пути решения проблем, возникаю­щих по ходу занятия.

Предлагаем Вам несколько возможных вариантов поведения в типичных си­туациях на занятии. Надеемся, что это будет полезно начинающим профсоюз­ным тренерам - преподавателям.

1. Как быть, когда аудитория молчит в ответ на поставленный вопрос?

Постарайтесь узнать причину. Задай­те еще вопросы. Если ответа по-прежне­му нет, подождите немного, обычно кто-то все же отвечает. Или предложите группе перейти к следующему занятию.

2. Как вести себя в конфликтной ситу­ации?

 Определите, является ли конфликт плодотворным, т.е. таким, когда участники спорят и при этом выслушивают про­тивоположные точки зрения. Энергия на­правлена на проблемную сторону кон­фликта, а не на личности. С таким кон­фликтом можно смириться. Однако, если люди нападают друг на друга, попытай­тесь направить их усилия на решение спорного вопроса. Межличностные кон­фликты должны решаться во внеурочное время.

 3. Прекращение бесплодной дискуссии

 Если вы считаете, что дискуссия не имеет отношения к предмету занятия или не важна для большинства слушате­лей, попытайтесь перенести обсуждение на другое время или предложите решить вопрос в личном порядке. Или спросите: «Какое отношение эта ситуация имеет к теме нашего разговора? Мне кажется, что она никак не связана с предметом нашего обсуждения».

4. Как помешать одному-двум слу­шателям «забивать» остальных на занятии?

Возможные подходы преподавателя в этой ситуации. «Иван и Татьяна уже довольно подробно изложили свои точки зрения, а как другие смотрят на эту ситу­ацию?» или «Галина достаточно потрудилась, чтобы представить свою точку зре­ния. А что могут сказать другие?» Обыч­но группа сама справляется с ситуацией, если тренер своим поведением дает по­нять, что хочет, чтобы в разговоре приняли участие все.

5. Как пресечь частные разговоры?

Частные обсуждения нередко свиде­тельствуют о повышенном интересе участников к предмету разговора, когда они не могут дождаться своей очереди выступить. Эту ситуацию обычно легко на­править в нужное русло, если попросить участников такой беседы поделиться своими соображениями со всей группой: «Я думаю, что вас не все слышат, а вы говорите что-то очень интересное. Подели­тесь со всеми своими соображениями».

6. Как быть с непослушными участниками?

Установите с ними зрительный кон­такт, подойдите к ним поближе, говорите стоя прямо перед ними. Прямо обращайтесь к ним, вовлекая в общую работу. Поговорите с ними во время перерыва. Если это не поможет, попросите их замолчать или выйти.

Приложение 1

 Предлагаем вам практические примеры планирования занятий активными методами обучения.

Пример 1

Тема: Знакомство

Цель: Создание микроклимата и начало формирования группы.

Задание: Тренер предлагает участни­кам разбиться на пары и взять друг у друга интервью, осветив следующие во­просы: кто ваш собеседник (Ф.И.О., откуда приехал, где и кем работает, какую общественную работу выполняет, проф­союзный стаж, хобби и другое). На собе­седование в парах отводится 5 минут. Затем каждый представляет своего со­беседника, на представление отводится 1 минута.

Метод: «Интервью».

Подведение итогов: Заключение тренера - вопросы к участникам, что вы чувствовали, представляя своего собеседника, что вам было бы легче: представлять самого себя или собеседника? Время на проведение занятия 50 мин.

Пример 2

Тема: Выявление ожиданий участников от семинара.

Цель: Определить круг вопросов, проблем, волнующих участников, чтобы максимально удовлетворить их в ходе семинара.

Задание: Каждому участнику предлагается написать на карточке свои вопросы и проблемы. Одна карточка - один вопрос, писать крупно печатными буквами фломастером. Далее каждый участник представляет свою карточку, при необходимости дают пояснения, а затем кар­точки могут быть сгруппированы по схожим проблемам. Таким образом, участники сами определяют вопросы, ответы на которые они хотели бы получить в хо­де семинара.

Метод:  Карточки.

Подведение итогов: Карточки сгруппированы по проблемам.

Вопрос тренера: Кто из группы, над какими проблемами хотел бы порабо­тать? (один из методов деления группы на малые рабочие группы).

Пример 3

Тема: Трудности профкома при заключении КД с трудовым коллективом.

Цель: Выявить основные трудности профсоюзного комитета с трудовым кол­лективом на этапе формирования КД.

Метод: Малые группы.

Задание: Работая в малых группах, обсудите и ответьте на вопросы:

- Какие трудности возникают у профсо­юзного комитета с трудовым коллективом на этапе формирования КД?

- Какие методы по устранению этих трудностей вы можете предложить?

 По окончанию работы группа сама определяет докладчика. Время на работу в малых группах – 20 мин. Презентация наработок малых групп. По окончанию доклада группы участники задают вопросы на понимание предложенной информации, не критикуя ее и не оценивая. После окончания докладов всех групп тренер начинает дискуссию по обсуждаемой теме, итог которой - пе­речень трудностей с вариантами их раз­решения. (Условно работало 5 малых групп). Общее время на проведение занятия - 60 мин.

Пример 4

Тема: Переговоры по КД.

Цель: Развитие практических навыков и умений ведения переговоров.

Задание: Провести ролевую игру: Профком - трудовой коллектив по теме: «Выработка единого варианта предложений для внесения их в КД».

Метод: Ролевая игра: Делим группу на 3 команды - профком, трудовой коллектив, работодатели. В данной игре группа работодателей выступает в роли наблюдателей. Тренер дает установки каждой команде:

- трудовому коллективу - вы являетесь представителями трудового коллектива, ваша задача все предложения, по­данные из подразделений, максимально включить в КД, для дальнейших переговоров с работодателем. Подберите соответствующую аргументацию по каждому предложению.­ Профком назначил с вами встречу по этому вопросу сегодня в зале заседа­ний профкома.

- команде профкома - принять предста­вителей трудового коллектива у себя в профкоме, список поданных предло­жений в КД у вас имеется, вы понима­ете, что не все предложения соответ­ствуют основным принципам социального партнерства, подготовьте аргу­менты по отклонению внесения неко­торых предложений в переговоры с работодателем.

Время на подготовку игры - 30 минут. Роли обе команды распределяют сами. Проведение игры (30 минут). Разбор игры (30 минут). Все участники остаются на своих мес­тах.

Тренер - вопросы профкому

1. Как вы себя чувствовали в роли председателя профкома?

2. Было ли у вас волнение, или вы были спокойны, принимая трудовой коллектив?

3. Какую цель вы ставили, встречаясь с коллективом?

4. Достигли ли вы этой цели?

5. Что вы чувствуете сейчас? и т.д.

Вопросы каждому члену трудового коллектива:

1. Как вы ощущали себя в роли предста­вителя трудового коллектива?

2. Достигли ли вы намеченной цели?

3. Что мешало вам или помогало в достижении цели?

4. Почему вы согласились (или нет) с предложениями членов профкома?

5. Вы удовлетворены таким решением вопроса и т.д.

Вопросы к наблюдателям, их видение игры. Наблюдатели фиксируют не столько то, что обсуждается (содержа­ние), сколько как это обсуждение организовано и проходит.

Как группа пришла к общему реше­нию:

- По общему согласию?

- Под давлением лидера?

- Посредством обсуждения каждого мнения по каждому пункту?

- Был ли лидер в обсуждении? Кто? В чем выражалось его лидерство?

- Какие замечания есть у вас по прове­дению игры?

- Что понравилось, что нет?

- Что вынесли для себя полезного из игры?

Подведение итогов ролевой игры: Заключение тренера о положительных моментах в игре и на что участникам необходимо обратить внимание.

Поблагодарить всех участников игры. Дать время выхода из игры (провести разминочную игру), настроить участников на дальнейшую работу. Общее время на подготовку, проведение и разбор игры 2 часа.