Если вам предстоит составить план конкретного семинара, занятия, заседания, то рекомендуется в ходе подготовки учесть как можно большее количество факторов, способных повлиять на учебный процесс. Существует два вида планирования:
• схематичное
• детальное
Схематичное планирование - это, прежде всего, сбор идей и информация обо всех факторах, влияющих на семинар. Этот процесс можно систематизировать посредством следующих вопросов:
С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО и КАК должен научиться?
Для детальной обработки эти вопросы можно конкретизировать следующим образом:
Кто: Кто принимает участие в семинаре? Какой информацией об участниках вы располагаете (возраст, должность, регион). Чего ждут участники от семинара?
Что: Что значит данная тема семинара?
Представления участников семинара об этой теме? Их отношение к теме?
Почему: Почему профсоюз выбрал эту тему? Связь с общими задачами профсоюзной политики?
Зачем: Какое значение имеет тема семинара для практической работы участников? Для чего им нужна эта тема?
Когда: Когда состоится семинар? Имеет ли какое-то особое значение время проведения семинара для вас и для участников?
Где: Где состоится семинар? Знакомо ли участникам место проведения семинара? Как выглядит помещение, в котором будет проводиться семинар? Можете ли вы изменить внешний вид помещения?
С помощью чего: Какие учебные материалы у вас есть? Какие нужно подготовить?
Как: Какие методы вы будете использовать в вашей работе? Будете ли вы вести семинар один или в команде?
Это лишь некоторые вопросы Вы без труда можете продолжить этот список. Занимаясь этими вопросами, вы практически начинаете разрабатывать конкретную программу семинара.
На каждый вопрос можно давать ответ, исходя из двух точек зрения:
Точка зрения участников семинара: Попробуйте войти в роль участников семинара и ответить на эти вопросы. Какие чувства вы испытываете при этом?
Точка зрения руководителя семинара: Ваше собственное отношение к этим вопросам? Какие чувства они вызывают у вас?
Пример:
Тема семинара может быть новой для участников. Вам же она очень хорошо знакома. Или же, тема нова как для вас, так и для участников семинара. Возможны различные сочетания, и каждое из них особым образом отразится на развитии учебного процесса.
Определить основную и промежуточные цели обучения, составить план по дням.
Необходимо определить основную цель вашего семинара, своего рода главную мысль этого семинара, которая должна содержать ответы на следующие вопросы:
• Учебные цели всего семинара? Чему должны научиться участники? С чем они должны уехать с семинара?
• Заголовки для каждого семинарского дня? Деление семинарских дней по темам?
• Основные методы, которые вы собираетесь использовать?
• Какой учебный материал вы собираетесь использовать?
Работа над этими вопросами покажет вам, как далеко вы продвинулись в схематическом планировании вашего семинара, и пора ли уже приступать к детальному планированию.
Разработка занятий семинара
Когда у вас готов схематический план семинара, можно приступать к его детальной разработке. Работу над отдельными частями семинара (занятиями) можно вести по следующей схеме:
Тема: Название темы этой части?
Учебная цель: Цель, преследуемая этой частью семинара? Задание: Какое задание вы дадите участникам?
Метод: Какие методы вы дадите участникам?
Учебный материал: Какой учебный собираетесь применять?
Время: Сколько времени длится это занятие?
Чем конкретнее вы хотите планировать, тем точнее должны быть ваши ответы на эти вопросы. Речь идет о том, чтобы детально сформулировать темы и учебные цели, а также выбрать методы, определив их временные параметры.
Каждое занятие имеет свою структуру. Эта структура характеризуется следующими фазами:
Подход к теме: Необходимо подогреть интерес участников к теме, ввести их в тему.
Цель занятия: Какую цель преследует это занятие?
Метод: Каким методом?
Задание: Дать задание, способствующее достижению цели.
Работа над темой: Участники должны самостоятельно работать над темой.
Обсуждение и анализ: Обсудить результаты работы, проанализировать и сделать выводы.
Логичный переход от одного занятия к другому - забота тренера. Участники не должны терять из вида основную цель семинара, т.е. тренер должен показать связь каждого занятия с главной темой семинара. Когда составлен детальный план семинара, то подготовку можно считать законченной. Можно начинать семинар.
Пути решения проблем, возникающих по ходу занятия.
Предлагаем Вам несколько возможных вариантов поведения в типичных ситуациях на занятии. Надеемся, что это будет полезно начинающим профсоюзным тренерам - преподавателям.
1. Как быть, когда аудитория молчит в ответ на поставленный вопрос?
Постарайтесь узнать причину. Задайте еще вопросы. Если ответа по-прежнему нет, подождите немного, обычно кто-то все же отвечает. Или предложите группе перейти к следующему занятию.
2. Как вести себя в конфликтной ситуации?
Определите, является ли конфликт плодотворным, т.е. таким, когда участники спорят и при этом выслушивают противоположные точки зрения. Энергия направлена на проблемную сторону конфликта, а не на личности. С таким конфликтом можно смириться. Однако, если люди нападают друг на друга, попытайтесь направить их усилия на решение спорного вопроса. Межличностные конфликты должны решаться во внеурочное время.
3. Прекращение бесплодной дискуссии
Если вы считаете, что дискуссия не имеет отношения к предмету занятия или не важна для большинства слушателей, попытайтесь перенести обсуждение на другое время или предложите решить вопрос в личном порядке. Или спросите: «Какое отношение эта ситуация имеет к теме нашего разговора? Мне кажется, что она никак не связана с предметом нашего обсуждения».
4. Как помешать одному-двум слушателям «забивать» остальных на занятии?
Возможные подходы преподавателя в этой ситуации. «Иван и Татьяна уже довольно подробно изложили свои точки зрения, а как другие смотрят на эту ситуацию?» или «Галина достаточно потрудилась, чтобы представить свою точку зрения. А что могут сказать другие?» Обычно группа сама справляется с ситуацией, если тренер своим поведением дает понять, что хочет, чтобы в разговоре приняли участие все.
5. Как пресечь частные разговоры?
Частные обсуждения нередко свидетельствуют о повышенном интересе участников к предмету разговора, когда они не могут дождаться своей очереди выступить. Эту ситуацию обычно легко направить в нужное русло, если попросить участников такой беседы поделиться своими соображениями со всей группой: «Я думаю, что вас не все слышат, а вы говорите что-то очень интересное. Поделитесь со всеми своими соображениями».
6. Как быть с непослушными участниками?
Установите с ними зрительный контакт, подойдите к ним поближе, говорите стоя прямо перед ними. Прямо обращайтесь к ним, вовлекая в общую работу. Поговорите с ними во время перерыва. Если это не поможет, попросите их замолчать или выйти.
Приложение 1
Предлагаем вам практические примеры планирования занятий активными методами обучения.
Пример 1
Тема: Знакомство
Цель: Создание микроклимата и начало формирования группы.
Задание: Тренер предлагает участникам разбиться на пары и взять друг у друга интервью, осветив следующие вопросы: кто ваш собеседник (Ф.И.О., откуда приехал, где и кем работает, какую общественную работу выполняет, профсоюзный стаж, хобби и другое). На собеседование в парах отводится 5 минут. Затем каждый представляет своего собеседника, на представление отводится 1 минута.
Метод: «Интервью».
Подведение итогов: Заключение тренера - вопросы к участникам, что вы чувствовали, представляя своего собеседника, что вам было бы легче: представлять самого себя или собеседника? Время на проведение занятия 50 мин.
Пример 2
Тема: Выявление ожиданий участников от семинара.
Цель: Определить круг вопросов, проблем, волнующих участников, чтобы максимально удовлетворить их в ходе семинара.
Задание: Каждому участнику предлагается написать на карточке свои вопросы и проблемы. Одна карточка - один вопрос, писать крупно печатными буквами фломастером. Далее каждый участник представляет свою карточку, при необходимости дают пояснения, а затем карточки могут быть сгруппированы по схожим проблемам. Таким образом, участники сами определяют вопросы, ответы на которые они хотели бы получить в ходе семинара.
Метод: Карточки.
Подведение итогов: Карточки сгруппированы по проблемам.
Вопрос тренера: Кто из группы, над какими проблемами хотел бы поработать? (один из методов деления группы на малые рабочие группы).
Пример 3
Тема: Трудности профкома при заключении КД с трудовым коллективом.
Цель: Выявить основные трудности профсоюзного комитета с трудовым коллективом на этапе формирования КД.
Метод: Малые группы.
Задание: Работая в малых группах, обсудите и ответьте на вопросы:
- Какие трудности возникают у профсоюзного комитета с трудовым коллективом на этапе формирования КД?
- Какие методы по устранению этих трудностей вы можете предложить?
По окончанию работы группа сама определяет докладчика. Время на работу в малых группах – 20 мин. Презентация наработок малых групп. По окончанию доклада группы участники задают вопросы на понимание предложенной информации, не критикуя ее и не оценивая. После окончания докладов всех групп тренер начинает дискуссию по обсуждаемой теме, итог которой - перечень трудностей с вариантами их разрешения. (Условно работало 5 малых групп). Общее время на проведение занятия - 60 мин.
Пример 4
Тема: Переговоры по КД.
Цель: Развитие практических навыков и умений ведения переговоров.
Задание: Провести ролевую игру: Профком - трудовой коллектив по теме: «Выработка единого варианта предложений для внесения их в КД».
Метод: Ролевая игра: Делим группу на 3 команды - профком, трудовой коллектив, работодатели. В данной игре группа работодателей выступает в роли наблюдателей. Тренер дает установки каждой команде:
- трудовому коллективу - вы являетесь представителями трудового коллектива, ваша задача все предложения, поданные из подразделений, максимально включить в КД, для дальнейших переговоров с работодателем. Подберите соответствующую аргументацию по каждому предложению. Профком назначил с вами встречу по этому вопросу сегодня в зале заседаний профкома.
- команде профкома - принять представителей трудового коллектива у себя в профкоме, список поданных предложений в КД у вас имеется, вы понимаете, что не все предложения соответствуют основным принципам социального партнерства, подготовьте аргументы по отклонению внесения некоторых предложений в переговоры с работодателем.
Время на подготовку игры - 30 минут. Роли обе команды распределяют сами. Проведение игры (30 минут). Разбор игры (30 минут). Все участники остаются на своих местах.
Тренер - вопросы профкому
1. Как вы себя чувствовали в роли председателя профкома?
2. Было ли у вас волнение, или вы были спокойны, принимая трудовой коллектив?
3. Какую цель вы ставили, встречаясь с коллективом?
4. Достигли ли вы этой цели?
5. Что вы чувствуете сейчас? и т.д.
Вопросы каждому члену трудового коллектива:
1. Как вы ощущали себя в роли представителя трудового коллектива?
2. Достигли ли вы намеченной цели?
3. Что мешало вам или помогало в достижении цели?
4. Почему вы согласились (или нет) с предложениями членов профкома?
5. Вы удовлетворены таким решением вопроса и т.д.
Вопросы к наблюдателям, их видение игры. Наблюдатели фиксируют не столько то, что обсуждается (содержание), сколько как это обсуждение организовано и проходит.
Как группа пришла к общему решению:
- По общему согласию?
- Под давлением лидера?
- Посредством обсуждения каждого мнения по каждому пункту?
- Был ли лидер в обсуждении? Кто? В чем выражалось его лидерство?
- Какие замечания есть у вас по проведению игры?
- Что понравилось, что нет?
- Что вынесли для себя полезного из игры?
Подведение итогов ролевой игры: Заключение тренера о положительных моментах в игре и на что участникам необходимо обратить внимание.
Поблагодарить всех участников игры. Дать время выхода из игры (провести разминочную игру), настроить участников на дальнейшую работу. Общее время на подготовку, проведение и разбор игры 2 часа.