Рекомендации по работе координационных советов профсоюза
Рекомендации Научно-практической конференции территориальных объединений организаций профсоюзов Уральского федерального округа «Координационные советы организаций профсоюзов"
Рекомендации
Научно-практической конференции территориальных объединений организаций профсоюзов Уральского федерального округа «Координационные советы организаций профсоюзов в муниципальных образованиях. Практика, проблемы, направления совершенствования», г. Екатеринбург
Обсудив различные аспекты деятельности координационных советов организаций профсоюзов, участники научно-практической конференции отмечают возрастающую роль координационных советов - представительств территориальных объединений организаций профсоюзов в муниципальных образованиях в условиях реформы местного самоуправления.
Для профсоюзов, развитие местного самоуправления означает расширение возможностей совместно с другими социальными партнерами, участвовать в решении важных социально-экономических вопросов, затрагивающих интересы трудящихся, вместе с тем, и повышение ответственности за решение этих вопросов.
Способствуя реализации муниципальной реформы, в целях более эффективного решения проблем трудящихся и населения, координационные советы участвуют в формировании представительных органов муниципальных образований, принимают участие в нормотворческой деятельности, в практической работе различных общественных комиссий и советов.
Координационные советы способствуют развитию социального партнерства на территориальном уровне, оказывают практическую помощь первичным профсоюзным организациям в заключении коллективных договоров, контроле за своевременной выплатой и ростом заработной платы, пособий, пенсий и стипендий; участвуют в обеспечении занятости населения и снижении уровня безработицы, в совершенствовании системы охраны труда и экологии. Координационные советы организуют проведение коллективных акций протеста профсоюзов в городах и районах.
Большое внимание в деятельности координационных советов уделяется вопросам мотивации профсоюзного членства, росту численности членов профсоюзов, воссозданию и созданию новых первичных организаций, повышению уровня подготовки переподготовки профсоюзных кадров и актива.
Вместе с тем в работе координационных советов организаций профсоюзов существует ряд проблем, среди которых участники конференции отмечают несовершенство нормативной базы, отсутствие законодательной базы, трудности финансового обеспечения деятельности, проблемы подбора и подготовки кадров.
Отмечая, что реализация Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в настоящее время активно осуществляется во всех регионах, участники конференции обращают внимание на незавершенность процессов становления эффективной системы местного самоуправления, которая должна быть полностью сформирована до 1 января 2009 года.
Целый ряд задач требует своевременного решения, в частности в области жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания, сферы культуры, образования, здравоохранения и других.
В целях повышения эффективности деятельности координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях, участники конференции считают основными задачами на современном этапе:
1. Формирование и совершенствование нормативной базы деятельности координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях, предусматривающие:
- включение положений, обеспечивающих необходимые условия для деятельности координационных советов организаций профсоюзов, в региональные и территориальные трехсторонние соглашения;
- внесение положений, регламентирующих статус координационных советов, в уставы территориальных объединений организаций профсоюзов;
- внесение необходимых изменений и дополнений в территориальное Типовое положение о координационном совете организаций профсоюзов - представительстве территориального объединения организаций профсоюзов в муниципальном образовании.
2. Совершенствование практики взаимодействия координационных советов организаций профсоюзов с представительными органами местного самоуправления. В этих целях:
- инициировать на уровне муниципальных образований разработку процедуры реализации статьи 35-1 Трудового кодекса Российской Федерации «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда»;
- стремиться к расширению представительства профсоюзов в органах власти муниципального уровня, для чего координационным советам организаций профсоюзов продолжать практику участия в избирательных кампаниях, а территориальным объединениям организаций профсоюзов оказывать им необходимую поддержку;
- содействовать формированию в представительных органах власти муниципального уровня депутатских объединений по взаимодействию с профсоюзным движением, а также инициировать объединение профсоюзных депутатов на муниципальном и региональном уровнях;
- способствовать включению представителей координационных советов в состав комиссий при администрациях муниципальных районов (жилищных, по контролю за своевременностью выплаты заработной платы, по охране труда и т.д.);
- добиваться участия представителей координационных советов профсоюзных организаций в работе советов муниципальных образований.
3. Более широкое использование координационными советами организаций профсоюзов возможностей законодательной инициативы:
- через право законодательной инициативы в тех субъектах федерации, где это право закреплено за профсоюзами региональным законодательством;
- через профсоюзных депутатов региональных парламентов и представительных органов муниципальных образований;
- через партийные фракции поддерживающие предложения профсоюзов посредством института правотворческой инициативы граждан;
- через проведение коллективных действий против принятия законодательных актов, явно ухудшающих положение простых граждан.
4. Развитие системы социального партнерства на уровне муниципальных образований, в том числе через:
- выбор оптимальной модели социального партнерства на территориальном уровне, соответствующей специфике территориального устройства местного самоуправления, с учетом показателей социально-экономического развития муниципальных образований;
- дальнейшее формирование нормативной базы социального партнерства на муниципальном и межмуниципальном уровнях;
- участие координационных советов в деятельности территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
- инициирование разработки и заключения территориальных двух- и трехсторонних соглашений;
- совершенствование содержания соглашений, заключаемых на \ территориальном уровне, их направленность на обеспечение соответствия минимальных Доходов населения прожиточному минимуму региона, обеспечение приоритетности включения в территориальные соглашения положений, не отрегулированных общероссийскими и областными соглашениями, и снижение в них доли положений, дублирующих данное соглашения и законодательство;
- введение в практику заключения территориальных соглашений до внесения на обсуждение проектов бюджетов муниципальных образований, участие в их формировании;
- включение в соглашения и коллективные договоры специальных разделов молодежной политики, предусматривающих вопросы адаптации молодежи, привлечение молодых работников к активному участию в производственной, социальной и профсоюзной жизни трудовых коллективов, конкурсах профессионального мастерства;
- оказание практической помощи первичным профсоюзным организациям в заключении коллективных договоров, контроле за своевременной выплатой и ростом заработной платы, соблюдением условий охраны труда и т.д.;
- мониторинг содержания коллективных договоров, заключаемых на территории муниципальных образований;
- участие в разработке и реализации территориальных программ по содействию занятости.
5. Активизацию работы координационных советов организаций профсоюзов по содействию реализации национальных проектов в муниципальных образованиях, решению социальных вопросов, созданию условий, обеспечивающих работающим и их семьям достойную жизнь и свободное развитие.
6. Повышение роли координационных советов в решении вопросов организационного и кадрового укрепления профсоюзов:
- укрепление взаимодействия организаций профсоюзов в решении межсоюзных задач, в том числе через:
- активизацию работы по сохранению и увеличению численности членов профсоюзов, участие в проекте по созданию профсоюзных организаций на предприятиях малого и среднего бизнеса, сбор информации о ситуации на предприятиях, где нет профсоюзной организации, содействие инициативным группам работников по созданию новых первичных организаций;
- повышение эффективности формирования и использования кадрового резерва, в т.ч. из числа молодежи, обучения профсоюзных кадров и актива;
- активизация работы в реализации молодежной политики, оказание помощи в создании молодежных советов (комиссий) по работе с молодежью;
- содействие укреплению первичных профсоюзных организаций, воспитанию активного и осознанного членства трудящихся в профсоюзах;
- использование возможностей муниципальных средств массовой информации для пропаганды профсоюзной деятельности в муниципальных образованиях;
- проведение ежегодной региональной учебы председателей координационных советов с участием специалистов аппарата ФНПР;
- обобщение положительного опыта работы координационных советов.
7. Усиление взаимодействия территориальных объединений организаций профсоюзов и общероссийских, межрегиональных профсоюзов в решении задач организационного, финансового и кадрового обеспечения эффективной деятельности координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях.
Участники конференции считают, что в условиях реализации Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» укрепление действующих, создание новых координационных советов организаций профсоюзов позволит им на деле стать представительствами территориальных профобъединений в муниципальных образованиях, усилит взаимодействие профсоюзов и органов местного самоуправления в решении важнейших задач по защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов, позволит общими усилиями добиться не только повышения жизненного уровня трудящихся, но и достичь устойчивой социальной стабильности общества.